|
11 июля, пятница
Подъем в 4:15, завтрак, бестолковая толкотня, автобус, наконец-то аэропорт (до него одна миля, борт в 9:00!). До чего же бессмысленно тратится время в группах! Еще раз порадовались, что всегда без этого обходились...
Перелет Магаданскими авиалиниями прошел спокойно.
12 июля, суббота
Из-за пересечения линии смены дат оказались в следующем дне, да еще в то же время, когда вылетели. Ну очень непривычно!
В Анадыре солнце, донельзя раздолбанный автобус доставил к терминалу, срач вокруг фантастический! В помещениях все уже вполне благообразно, пограничники поздравляют с возвращением на Родину... Аэропорт — теперь международный — отделен от города Анадырским заливом. Видавший виды катер за полчаса дошлепал до города (по заливу гуляют белухи, их белые спины видны издалека). После некоторой неразберихи (мы появились внезапно) нас отвозят в гостиницу «Анадырь» (ее строили канадцы, поэтому ее второе название «Канадская»). Маленькая уютная гостиница вполне тянет на европейские 4*.
Ей меньше года, все очень свежее и симпатичное. Есть и туалетная бумага, и шампунь...
Обедать идем в соседний ресторан «Баклан», интерьер которого напоминает голландские домики (беленая кладка и деревянные балки треугольниками), при ресторане пивоварня, запущенная в этом году, с очень приличным пивом... А нас пугали голодом!
Легко купили болванки для CD: взятых из Москвы не хватило, в Анкоридже забыли купить, насчет Анадыря очень сомневались... В большом супермаркете почти как в Москве, но ассортимент сыров маловат. Впечатляет выбор коньяков — и в магазине, и в баре на втором этаже: одних французских больше десятка. С приличными винами существенно хуже: Север, однако...
|
|
Резиденция начальника Чукотки |
|
|
Вскоре появился наш журналист — еще один участник экспедиции. Он бывал на Чукотке много раз и теперь прилетел из Москвы освещать экспедицию для одного уважаемого издания.
Ужин в гостинице «Чукотка», отделанной с неплохим вкусом и претензией на роскошь. Официантка долго не понимает, что такое карта вин, затем приносит занятное меню: красное французское, белое французское, красное грузинское, etc. Просим раскрыть названия. Принесли показать бутылки, нашлось вполне приличное шабли, его и заказали. О том, что красиво составленный vine list может украсить меню, здесь, похоже, не подозревают... Чукотка...
Жара дошла до 27 °С, погуляли по городку с местным жителем, который показал нам резиденцию нового губернатора Романа Абрамовича, снаружи — весьма скромно. Всюду идет стройка, полно иностранных рабочих: турки, югославы, канадцы... На наш вопрос: «Откуда деньги на все это?» ответ: «Подоходный налог губернатора и ряда других богатых людей, здесь по его примеру поселившихся...» Концентрация денег на единицу площади выше, чем в Москве!
13 июля, воскресенье
Ми-8 за двадцать минут доставил нас на борт ледокола «Капитан Хлебников», где мы наконец-то расположились в своей замечательной каюте. Разобрали вещи и пошли на мостик.
Познакомились с капитаном Виктором Васильевым (с первого дня на ледоколе, принимал его в Финляндии в 1981 году) и с руководителем экспедиции Андреем Гостниковым (до этого работал несколько лет помощником капитана на этом же ледоколе, капитаном на судне ледового класса «Профессор Мултановский», теперь сотрудник Quark Expeditions). Обрадовались, узнав, что повар из Австрии, американская кухня успела здорово надоесть...
Наше судно — настоящий ледокол (full icebreaker class), длиной 132 м, водоизмещением более 12 000 тонн, построен в Финляндии в 1981 году. Шесть дизелей общей мощностью 24 000 л.с. позволяют ему идти со скоростью до 17 узлов, а 45-мм обшивка и мощный каркас дают возможность проходить со скоростью 3 узла через лед 3-метровой толщины!
14 июля, понедельник
Встали на рейде около эскимосского села Новое Чаплино, на «Зодиаках» перебрались на берег. Местная учительница показала нам остов кита, убитого пару недель назад, шли с подветренной стороны... Мы быстренько забрались выше по склону, чтобы уйти от этой волны. На наш вопрос, можно ли попробовать мяса, ответила, что это первый кит, и съели его немедленно. Еще бы — четыре с лишним сотни эскимосов! Впечатлило сооружение из пустых бочек из-под солярки. Оказалось — холодильник, в бочки заливали рассол, теплоемкость высокая, а снизу — мерзлота.
|
Из бочек на Севере делают все... |
|
|
|
Пока мы все это осматривали, причем некоторые иностранцы норовили буквально залезть в пасть протухшего кита, появился эскимосский коммерсант с бархатным пиджачком, утыканным значками, в одной руке и бюстиком Ленина в другой. Ему удалось продать за неплохие деньги один значок, прежде чем наш гид прогнала его...
Новый начальник Чукотки прислал кучу контейнеров со сборными домами и строителей — эти дома собирать. На наш вопрос, почему не поручить сборку местным жителям (мол, рабочие места), люди, знающие местные реалии, ответили, что есть несколько ребят, которых взяли на работу, остальные пьют и к работе приставлены быть не могут...
На «Уралах»-кунг поехали в Провидение — райцентр и глубоководный порт. Всю дорогу нас развлекала вышедшая на пенсию учительница английского языка, обращенная в христианство миссионерствующими братьями-самаритянами. Отлично поставленным преподавательским голосом она несла всякую околесицу на жутковатом английском, не помня половины фактов и путая вторую... Неофитка даже предлагала иностранцам вместе петь аллилуйю...
Каменистая дорога ведет на невысокий перевал, откуда открывается великолепный вид на залив, затем спускается к бухте. Вид у городка: были уличные бои, да так все и осталось... Много брошенных и полуразрушенных домов, срач потрясающий! По улицам бродят весьма колоритные личности...
Осенние шторма заставили Thomas Moore на корабле “Plover” встать в сентябре 1848 года на зимовку в этой бухте, названной им Providence, а уходящему в глубь нее заливу он дал имя Emma Bay — в честь своей жены. В эти края он попал, отправившись на поиски пропавшей в 1843 году экспедиции Sir John Franklin (ее так и не нашли: сгинула в полярных льдах, пытаясь отыскать Северо-Западный проход...).
В 1938 году здесь был построен порт, ставший важной перевалочной базой Северного морского пути. Ежегодно туда заходило до 500 судов. Располагавшиеся по соседству база дальних бомбардировщиков и изрядное количество других войск придавали этому городку дополнительный вес.
Сейчас все изменилось: Севморпуть уже лет десять не работает, войска передислоцированы... Делать здесь, на краю земли, в общем-то нечего. Если восстановится движение по Севморпути, то для его снабжения достаточно держать 50—100 человек, но никак не город с 8-тысячным населением.
От памятника в честь 250-летия экспедиции Витуса Беринга открывается отличный вид на бухту, и — с расстояния — городок не кажется таким жутким (такой кадр есть в книжке «Чукотка» Ле Пти Фюте, впрочем, если присмотреться, видны дома с выбитыми стеклами). Памятник слегка подзагажен, но посмотреть на него стоит.
|
|
Наш ледокол на рейде (Новое Чаплино) |
|
|
В тундре в это время все цветет. Особенно удивил стелющийся камчатский рододендрон с красивыми сиреневыми цветами и стелющийся же вереск. Мы не такие эрудиты, чтобы их определить. Просто рядом оказался специалист, живущий здесь с 1982 года, сотрудник местного музея, который и просветил нас.
|
Камчатский рододендрон |
|
|
|
Родиола |
|
|
В музее хорошие фотографии, поделки из моржовых клыков, оленьих рогов и меха. Очень интересна конструкция поворотного гарпуна, оставшаяся неизменной за две тысячи лет. В сувенирной лавке с трудом удержались, чтобы не купить ухо кита — вещь красивая, но дом захламлять не хочется.
На обратном пути ансамбль «Солнышко» исполнил эскимосские танцы — мужчины танцевали хорошо, особенно танец ворона. Бубны из моржовых желудков звучат впечатляюще. Тем более приятно, что это не эстрадные номера.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9
|
|