|
И что-то вдруг так на Северный полюс захотелось! А почему бы и нет? Дети к лету уже подрастут, можно будет оставить их с бабушкой.
Подготовка
Забронировали каюту на второй рейс, чтобы было побольше чистой воды. Необходимое снаряжение у нас осталось от прошлых путешествий в высокие широты. Поездка в столь экзотическое место подвигла на покупку новой фотоаппаратуры и GPS.
Участники путешествия должны были собраться в Хельсинки, чтобы чартерным рейсом вылететь в Мурманск, откуда и отправляется ледокол. Нас такая перспектива не слишком привлекала: и визу финскую получать неохота, и опыт поездки на Чукотку показал, что добираться с группой — занятие тоскливое.
Попасть в Мурманск дело нехитрое, а вот на базу «Атомфлота» без пропуска не пройдешь. Помог нам оформить все необходимые документы Юрий Калабин, начальник Службы по работе с клиентурой Департамента эксплуатации ледокольного флота Мурманского морского пароходства.
14 июля, четверг
Приехали в Мурманск и остановились в «Полярных зорях» — новом отеле с небольшими уютными номерами и приличным рестораном.
|
Защитникам Заполярья |
|
|
|
Алеша |
|
|
Погода жаркая, погуляли по городу, затем взяли такси и посмотрели основные местные достопримечательности. От «Алеши» — памятника воинам, защищавшим Заполярье, открывается панорама города и Кольского залива.
|
Мурманский торговый порт |
|
|
|
Церковь Св. Николая |
|
|
К вечеру пошел сильный дождь, затем опять светило незакатное солнце.
15 июля, пятница
По примеру Фритьофа Нансена, перед поездкой на Северный полюс посетили сауну «Большая Медведица». Просторная, чистая, с прекрасным бассейном с противотоком, нам она очень понравилась. Забронировали эту же сауну и на день возвращения. Правила поведения, однако, весьма строги.
Юрий Калабин привез нас на своей машине к территории ФГУП «Атомфлот». На проходной досмотрели багаж, больше всего интересовались фото- и видеоаппаратурой.
Атомный ледокол «Ямал» красной громадой нависал над причалом. Несколько минут перетаскивания багажа на третий мостик (без лифта), — и вот мы сидим в маленькой уютной каюте с тремя иллюминаторами.
Разобрали вещи, подкрепились вином и сыром. Определили наше местоположение по новому GPS, как N69°02.616'; E33°04.237'.
Часа через два привезли багаж остальных пассажиров, еще через пару часов появились автобусы, которые после некоторого ожидания пропустили на закрытую территорию.
|
Атомоходы на летнем отдыхе |
|
|
|
Атомный ледокол «Ленин» |
|
|
В 20:30 пара буксиров оттащила ледокол от причала, затем «Владимир Колотнев» отцепил конец, а «Василий Стриж» продолжал заводить нос. Заработали винты, и судно пошло к выходу из залива.
Чуть северней от места нашей стоянки пришвартованы ледоколы «Россия» и «Советский Союз», а также попавший в учебники нашего детства первый в мире атомный ледокол «Ленин». Историческое судно выведено из состава флота еще в 1989 г., есть надежда, что к концу года там откроют музей.
|
Выход из Кольского залива |
|
Прекрасная погода, вечернее солнце пробивается сквозь многослойные облака — удивительная палитра!
Легкий ужин, томик Ф. Нансена перед сном — день завершен. Увы, вечером дала о себе знать подагра, придется посидеть без мяса...
«Ямал», последний из пяти ледоколов своей серии (проект 10520), был спущен на воду 28 октября 1992 г. Длина судна 150 м, ширина 30 м, высота от киля до верхушки мачты 55 м, осадка 11 м, водоизмещение 23 455 т.
Толщина стали на носу 48 см, в 11 м ближе к корме расположен стальной ледовый нож толщиной 70 см, толщина стенок корпуса 48 мм внизу и 25 мм выше линии возможной встречи со льдом.
Энергетическая установка представлена двумя ядерными реакторами OK?900A с 500 кг высокообогащенного урана (~40 % 235U), потребляющими ~200 г топлива в сутки, то есть ледокол может работать 4 года без перезагрузки топлива. Тепловая мощность каждого реактора 171 МВт. Мощность, подаваемая на 3 четырехлопастных гребных винта, составляет 75 000 л.с.
Руководитель экспедиции Lauree Dexter — шотландец, живущий в канадском Заполярье. Участник нескольких лыжных полярных экспедиций, в том числе перехода с Северной Земли через Полюс на Ellesmere Island, траверса ледового щита Гренландии, похода к Южному полюсу. Пробежал десятки марафонов, участвовал в круглосуточных забегах...
16 июля, суббота
В 9:30 утра высокая облачность, чистый горизонт, легкая зыбь, 8 °С, скорость юго-западного ветра — 2,5 м/с. Координаты N72°28'; E35°20'. Скорость 19,5 узлов, курс 12°.
|
След за кормой |
|
Инструктаж по безопасности, учебная тревога, обещание матроса показать спасательную лодку изнутри...
Обед, инструктаж по посадке на вертолет и высадке из него. Затем нам представили службу безопасности — солидные ребята, легко догадаться из какого ведомства...
Зыбь уменьшилась, но появились барашки. Видимость ухудшилась, морось, туман... Снимать нечего.
Находили через латынь соответствие русских и английских названий арктических птиц, обнаружили несколько случаев отнесения видов к разным родам.
Познакомились на ужине с Александром Лембриком — капитаном судна, это его 17-й рейс к Полюсу. Ему пришлось отвечать на множество самых разных вопросов, и он явно испытал облегчение, когда смог откланяться.
К 22:00 достигли 77° широты.
17 июля, воскресенье
В 10:43 низкая облачность, туман, море спокойное, 2 °С, скорость юго-западного ветра — 9 м/с. Координаты N80°12'; E42°28'. Скорость 19 узлов, курс 13°.
|
Первый айсберг |
|
Вышел на палубу выкурить сигару. В полдень появился первый айсберг, небольшой, но с красивым голубым свечением в трещинах. Над самой водой пролетают стайки толстоклювых кайр (Brunnich’s guillemot, Uria lomvia), которые часто-часто машут крыльями, парят глупыши (Northern fulmar, Fulmarus glacialis) и моевки (Kittiwake, Rissa tridactyla). Прошли полосу разреженного льда, пока бегал и снимал от борта к борту, сигара погасла — потом докурю...
В 13:30 неожиданно появился медведь, близко к нему не подходили, поэтому пришлось поставить другую оптику. В надежде на появление новых медведей приготовили «тревожную сумку», чтобы не возвращаться в каюту. И они не заставили себя ждать! Один за другим еще семь медведей: и матерый десятилетний самец, и престарелый — тощий и больной, и крайне любопытная молодая медведица... Не до сигары!
|
Хозяин Арктики |
|
|
|
Мишка на Севере |
|
|
«Медвежья полоса» закончилась, идем, ломая лед. За два часа наблюдений за перемежающимися ледяными полями и обширными участками чистой воды заметили только одного медведя.
В 16:00 пошел более сплоченный лед (5 баллов), пока не толстый ~1 м, много трещин и разводий, на льдинах — обширные снежницы (озера пресной воды), часто поросшие бурыми водорослями. Ветер свежий, температура около нуля, снимать становится тяжелее...
Ближе к полуночи стали встречаться участки толстого льда, которые возвышались как острова более чем на метр, их мы обошли.
Стало холодно, пошел мелкий снег. Он лежит на льдинах, образуя берега снежниц высотой ~20 см.
18 июля, понедельник
В 10:57 туман, низкая облачность, 0 °С, ветер сменился на северо-северо-восточный 8—9 м/с, похоже, находимся на тыльной стороне циклона. Координаты N85°16'; E44°49'. Скорость 15 узлов, курс 9°. Ледовые поля сильно разорваны, стараемся идти по обширным участкам чистой воды. Лед сплачивается и расходится под действием ветра даже в столь высоких широтах.
|
Сплоченный лед |
|
|
|
«Водяное небо» |
|
|
Впервые увидели эффект «водяного неба» [1] — над участками чистой воды на белесом небе темные пятна, повторяющие форму разводий.
Разводий все меньше, лед все сплоченней. Достигли 86°30', сквозь облака проглянуло солнце. Вертолетчики признали погоду летной и решили воспользоваться ею для облета ледокола во льдах.
|
Курс на север |
|
|
|
Посадка |
|
|
МИ-8 ревет, открываем окна, ледяной ветер врывается в салон — ну не снимать же сквозь мутное стекло! Великолепно!
Вечером среди льдов и тумана отпраздновали праздник Нептуна, для чего остановились на пару часов. Роль Нептуна сыграл боцман Сергей Чуприн — у него в этом деле многолетний опыт.
|
Над полярной пустыней |
|
|
|
Он вручил капитану ключ от Полюса и пожелал хорошей погоды, что для Арктики чрезвычайно важно. Глинтвейн лился рекой, в пляс ударились и стар, и млад.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4
|
|