Предлагаем купитьщебень известняковый в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Все архитектурные стили

Предлагаем купитьщебень известняковый в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

С древних времён и по сей день основной задачей любого архитектора является создание не только красивого, но и надёжного и удобного здания, вне зависимости от его предназначения.

Создание любого рабочего проекта дома, в том числе индивидуального жилого коттеджа, непременно подчиняется общим принципам архитектуры. Накопленный за века опыт позволяет сегодня возводить жилые дома, которые могут быть настоящими произведениями искусства и при этом отвечать всем современным требованиям надёжности, безопасности и комфорта.

Рассмотрим разные архитектурные стили в хронологической последовательности их развития.

Быстрая навигация:

Древнеегипетская архитектура

Архитектура Древнего Египта поражает воображение. Когда другие цивилизации еще находились на стадии зарождения, египтяне уже возводили крепости, дворцы, храмы из гранита, известняка, сырцового кирпича, песчаника. Раствор для скрепления камней не использовался, их обтесывали и подгоняли друг к другу по форме.

Луксорский храм

Судя по сохранившимся фрагментам храма в Карнаке, перед укладкой египтяне обрабатывали только внутренние поверхности камня. Лицевая же поверхность обтесывалась позже, во время работ по оформлению фасадов здания.

Храм Амона в Карнаке

Фасады и поверхности внутренних стен, колонн и пирсов покрывались фресками. Фрески содержали иероглифические письмена или «зарисовки» из быта древних египтян.

Древнеегипетской архитектуре свойственны монументальность, простые геометрические формы архитектурных объёмов, скульптурная гиперболизация, сложное, детализированное декорирование поверхностей – резьба и фреска.

Греческий стиль

Архитектура Древней Греции не такая величественная, но её конструкции более сложные. Греки изобрели логику размещения отдельных частей здания, отправной точкой стала колонна. Её пропорции, форма, особенности декора определяли особенности прочих частей здания. Различают «тяжеловесный» дорический и грациозный ионический ордер греческого зодчества.

Опыт греческих архитекторов лёг в основу использовали строители всех последующих веков.

Дорические колонны храма Аполлона в Дидиме

Архитектуре Древней Греции свойственны прямые линии форм, симметрия, открытое пространство, высокие, светлые помещения, высокие колонны, являющиеся центром композиции и часто стоящие в несколько рядов, сложное скульптурное декорирование (лепнина) разных частей здания.

Римская архитектура

Римскую архитектуру развивали и оттачивали этруски. Поэтому она отличается и от древнеегипетской, и от древнегреческой. У римлян впервые появились циркульная арка, крестовые своды. Массивные стены и пилястры заменили у римлян колонны. Они освоили принципы устойчивости крупных сооружений, и поэтому римская архитектура превзошла греческую по размаху.

Акведук в Сеговии

Вначале постройки были небольшими, в основном этрусскими по стилю. Первый период развития римской архитектуры оставил такие постройки, как акведуки, базилики, Мамертинская тюрьма.

Второй период отмечался освоением греческих наработок в архитектуре. Колонны были, но уже был изобретен портик. Одно из знаменательных зданий этого периода – государственный архив Табулариум.

Пантеон Агриппы, построенный в третий период развития римской архитектуры, уже представляет собой величественное здание. Это самый плодотворный период, который называют расцветом римской архитектуры. Высокие своды, стройные колонны, богатый декор интерьера…

Пантеон Агриппы

Древнеримская архитектура четвертого периода отличается излишеством декора и монументальным пафосом, нашедшим отражение даже в постройках общественных бань (терм).

Бани Каракаллы

Ключевые признаки римской архитектуры: ассиметрия форм, плавные линии, тяжёлые арки, высокие своды и купола, массивные стены, пилястры. Колонна приобретает не конструктивно-значимую, опорную, а декоративную функцию.

Романский стиль

Романский или римский стиль, как его еще иногда называют, зародился в X-XII веках в Западной Европе. Строгие монументальные каменные строения олицетворяли собой строгие нравы эпохи. Полукруглые арки, овальные вытянутые вверх окна напоминали о небесном своде. Церкви, монастыри, замки того времени четко выдержаны в этом стиле.

Уинчестерский собор в Англии

В романском стиле строили и в Восточной Европе, начиная с XIII века. Однако сам термин «романский стиль» утвердился лишь в начале XIX века. Его ввел Арсисс Комон, определивший основные черты той эпохи в архитектуре и ее связь с древнеримской архитектурой.

Иоанновский монастырь в Петербурге

Романская архитектура – это монументальные сооружения с полуциркульными, часто многоярусными арками и сводами, «стремящиеся ввысь» башни, узкие остроконечные купола, вытянутые оконные и дверные проёмы, обилие лепного декора, сложные скульптурные композиции, обилие кованых элементов, живописных полотен – в оформлении интерьеров.

Готика

С конца XII по XVI вв., во времена зрелого и позднего Средневековья, в архитектуре Западной и Центральной Европы стали преобладать строения в готическом стиле. Традиции готической архитектуры принесли с собой варвары-готы. Церковный собор, по-прежнему, олицетворял архитектурные традиции эпохи. Но и частные владения состоятельных людей – замки, дворцы, особняки – строились в традициях новой архитектуры.

В основе новых принципов готического строительства лежала устойчивая каркасная система, позволяющая возводить высокие острые башни, крестово-реберные своды, стрельчатые арки. Для этого потребовались знания математики, геометрии, химии, имеющиеся уже на данный момент. Для подъема строительных элементов на большую высоту использовалась сложная техника: подъемные колеса, механические пилы и прочие железные инструменты.

В Германии самым известным готическим строением является — Кельнский собор.

Кельнский собор

Во Франции – Реймсский собор. В Англии – Глостерский собор, Линкольнский собор, Вестминстерское аббатство.

Глостерский собор

В России это направление имело свои особенности и называлось псевдоготикой, русской готикой или ложной готикой. Оно проявилось в екатерининскую эпоху и представляло собой сочетание элементов собственно готики с элементами барокко в российском понимании и с масонской символикой.

Петровский путевой дворец в Москве. Архитектор – М. Ф. Казаков

Готическая архитектура – это высокие, устремлённые к небу здания со стрельчатыми арками, остроконечными башнями, крестово-реберными сводами. Архитектурные объёмы имеют причудливую геометрию, сложные пропорции.

Косматеско

В Риме в XII и XIII веках работали члены семьи потомственных мраморщиков Космати. Они заложили основы нового архитектурного стиля – косматеско. Для оформления зданий и предметов религиозной культуры (колонн, надгробий, порталов) они использовали мозаику. Этот прием берет свое начало в византийских и раннехристианских традициях.

Особенно выделяются полы в стиле косматеско. Это белый мрамор с узорами из мозаики в виде геометрических фигур из темного мрамора с полосами зеленого и красного порфира.

Полы работы братьев Космати

Но и колонны, отделанные мозаикой, выглядели очень красиво.

Сан Джованни ин Латерано

Приемы мастеров Космати позже переняли и другие архитекторы и декораторы, создавая уникальные произведения архитектуры в этом стиле.

Косматеско – это стиль декорирования предметов архитектуры, использующий мозаичные геометрические узоры.

Архитектура Возрождения

С начала XV века и до XVII века в архитектуре европейских стран наблюдался период Возрождения, или Ренессанса. Это был поворот к традициям Древней Греции и Древнего Рима. В отличие от готики, которая тоже называла себя последовательницей древнеримских традиций, архитектура Возрождения больше стремилась к мягкости и красоте, чем к величественности. Сложные пропорции средневековой архитектуры сменяются упорядоченным построением колонн. Пилястры и притолки, ниши, полусферы куполов, эдикулы – все это принесло заслуженную славу архитектуре Возрождения.

Обычно эпоху Возрождения делят на три периода: Кваторченто, когда были заново разработаны нормы архитектуры, в первую очередь орнамент, базилика, коринфский ордер с различными вариантами капители, колонны или пилястры античной формы; высокое Возрождение, поражающее гармонией и величием своих пропорций; позднее Возрождение, отличающееся еще большим усложнением деталей и комбинированием античных образов между собой, большей плотностью колонн и затейливостью орнамента.

В первый период была построена базилика Сан-Лоренцо во Флоренции и другие произведения Филиппо Брунеллески. Дворцы Риккарди Микелоццо-Микелоцци и дворцы Бернардо ди Лоренцо. В Италии было много выдающихся мастеров архитектуры в это период.

Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции

Жемчужиной архитектуры Возрождения считается собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

Позднее Возрождение отмечено именами Микеланджело, Тициана, Андреа Палладио,

Вилла семьи Фоскари. Архитектор – Андреа Палладио

Архитектура эпохи Возрождения – это мягкость линий, упорядоченность архитектурных деталей, обращённых к античности.

Классицизм

Классицизм (от лат. «классический, образцовый») тоже брал свои идеи в античном зодчестве. Он появился в Европе позднее, в XVII – XIX веках. Прочные здания, построенные в период преобладания архитектуры классицизма, сохранились на сегодняшний день. Города застраивались равномерно и упорядоченно. Стройные симметричные линии зданий, правильно выдержанные пропорции, отсутствие вычурности.

Парижский пантеон в аббатстве Святой Женевьевы. Архитектор – Ж.-Ж. Суффло

В России классицизм проявился тоже ярко и самобытно. С конца XVIII века стали строить монументальные здание, не лишенные, однако, изящества и красоты. Характерным примером архитектуры классицизма в Москве являются дом Пашкова, что напротив Кремля, на Ваганьковском холме, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы, здание кремлевского Сената и другие здания. В Петербурге это Невские ворота Петропавловской церкви, Смольный институт, дом Державина на Фонтанке и много других строений. Почти во всех крупных городах России есть архитектура классицизма, даже в городах Сибири.

Дом Пашкова, Москва. Архитектор – В. Баженов (предположительно)

Архитектура классицизма гармонична, проста, красива, ярка, логична и монументальна. Регулярность планировок, чёткость архитектурных объёмов, сдержанность декора, симметрия построений. В основе архитектурных решений – греческий и римский ордер.

Ампир

Ампир стал продолжением классицизма в более поздний период развития архитектуры, в начале XIX века. Он привнес в отделку зданий элементы роскоши. Цари украшали свои дворцы массивными портиками, военными эмблемами, воинскими доспехами и знаками отличия, орлами, лавровыми венками, возвращаясь опять же к традициям Древнего Рима. Из Древнего Египта были заимствованы сфинксы и египетский орнамент.

Интерьер дворца Фонтенбло во Франции

Интерьер дворца Фонтенбло во Франции

Во Франции примером строения в стиле ампир является Церковь Святой Магдалины, Триумфальная арка. В Англии – это колонна Нельсона на Трафальгарской площади.

Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже. Архитектор – Шарль Персье.

В Петербурге в стиле ампир построен Александринский театр, Казанский собор. В Москве в честь победы над Наполеоном возведена Триумфальная арка в этом стиле.

Казанский собор в С. – Петербурге

Архитектура ампира – это массивные, объёмные здания, монументальные стены и пилоны. Интерьеры отличаются роскошным убранством: золото, бархат, лепнина. Ампир призван подчеркнуть власть и богатство владельца дома. Недаром этот стиль называют королевским.

Барокко

Стиль барокко (от итал. «причудливый») зародился в Италии в XVII веке, практически одновременно с классицизмом, был его полной противоположностью.

Архитектуры барокко особенно много во Франции. Его развивали такие скульпторы, как Л. Бернини, Ф. Борромини.

Церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини. Архитектор — Ф. Борромини

В России барокко проявилось в период царствования Елизаветы, известный скульптор Растрелли в построенных им зданиях прославил красоту и могущество империи. Зимний Дверец в Петербурге, Строгановский дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, замок в Петергофе были построены по его проектам. Архитекторы С.И. Чевакинский, Ф.С. Аргунов, А.В. Квасов и другие тоже создали немало великолепных зданий в стиле барокко.

Дворец Шереметьевых (Фонтанный дом). Архитектор — С.И. Чевакинский

Сейчас на русской земле можно встретить значительное количество чудесных памятников архитектуры барокко. Они поражают праздничным видом и текучестью форм.

Строгановский дворец. Архитектор – Растрелли

Русские архитекторы барокко использовали гипс и штукатурку для лепнины. Это позволяло красить лепной декор. Поэтому русская архитектура барокко такая нарядная. В орнаменте прослеживался русский колорит и даже элементы мистики. В качестве кровельных материалов использовались позолота и белая жесть. Фасады окрашивались в красный, голубой, желтый с белым или синий цвет.

Архитектура барокко – это ассиметрия и криволинейность форм, большое количество колонн с разнообразной лепниной, скульптуры на фасадах, многоярусные купола, лучковые фасады с раскреповками, многочисленные пилястры…

Рококо

Архитектурный стиль рококо является в некотором роде продолжением стиля барокко (недаром их часто путают!). Его название возникло от французского слова «раковина, ракушка». В первой половине XVIII века во Франции, во время правления герцога Орлеанского, возникла традиция изысканности и грациозности в архитектуре. Для отделки использовались своеобразные завитушки в форме раковин.

Дворец португальских королей – Келуш

Мебель была резной, изогнутой. Лепнина тоже была в моде. А также цветы и растения. Мифологические древнегреческие и древнеримские образы становились сюжетами, в том числе эротическими, для скульптур и колонн. Этот стиль явился символом ухода от реальности в мир театральной игры, иллюзий. Очень полюбили этот стиль богатые женщины и жёны высокопоставленных мужчин, проводящие жизнь в роскоши и развлечениях.

Рококо в интерьере: интерьер Китайского дворца в Петербурге

Очень ярко этот стиль проявился в Баварии. Сейчас там туристы наблюдают большое количество зданий, построенных в стиле рококо. Во Франции — Версальский дворец. В Германии — Дрезденский Цвингер.

Дрезденский Цвингер

Архитектура рококо – продолжает барокко более изогнутыми линиями раковин. Отличается лёгкостью, игривостью. В архитектуре рококо практически отсутствуют плоские поверхности и прямые линии. Даже если они есть, то удачно маскируются лепным декором, скульптурами.

Георгианская архитектура

Архитектура XVIII века в Англии и англоязычных странах получила название георгианской (от имени короля Георга). Здания делали симметричными, фасады англичане складывали из плоских красных кирпичей, а американцы – из разноцветных. Допускался оштукатуренный белый орнамент. Он мог быть в виде арок или пилястр. Входные двери могли быть различных цветов, а сверху имели открывающиеся окошки для света и воздуха. Небольшие отличия в архитектуре не формировали отдельных стилей, все они объединялись в один – георгианский.

Образец георгианского стиля в архитектуре

Такие архитекторы, как Николас Хоксмур и Джон Ванбру, были приверженцами стиля георгианской архитектуры.

Предлагаем купить бетон в Москве с доставкой от производителя. Свой бетонный завод !

Георгианский стиль – это симметрия кирпичных, часто отштукатуренных фасадов, простота геометрии, скромные арки, пилястры, простые русты. Входные двери часто с окошками.

Романтизм

Романтизм проявился во всех областях культуры XVIII – XIX веков, в том числе и в архитектуре, как реакция на научно-технический прогресс. Романтизм призывает не забывать об индивидуальности человека, о его тяге к природе, чудесам, всему прекрасному. Человек не машина, у него есть душа, считают романтики. Романтизм использовал готические и романский мотивы.

К этому периоду относится использование новых строительных материалов. Так, был построен первый чугунный мост в Англии через реку Северная. В Париже была построена оранжерея Ботанического сада из железа и стекла. К 1-ой Всемирной выставке в Лондоне был построен Хрустальный дворец из стеклянных панелей. Началось строительство подвесных мостов, например над Ниагарским водопадом.

Хрустальный дворец в Лондоне

Архитектура в романтическом духе тяготеет к сказке, чему-то необыкновенному и в то же время прекрасному. Бунтарские страсти и характеры тоже проявлялись в романтизме, но все смягчала красота природы.

Неоготика

Традиционно неоготика пыталась возродить традиции готики в архитектуре. Это направление появилось в Англии в середине XVIII века. Тогда были построены Биг Бэн и Тауэрский мост. Здания в этом стили были построены и в других странах мира: в Нью-Йорке, Калькутте, Мельбурне, Сан-Паулу, в Киеве, Рыбинске и других городах.

Замок Нойшванштайн

В викторианскую эпоху, в XIX веке, Англия вела активное строительство в колониях, придерживаясь данного архитектурного стиля. Но при этом в каждой стране при возведении зданий использовались и элементы национальной архитектуры. Это размывало основные традиции стиля неоготика. Поэтому некоторые исследователи архитектуры используют для этих строений даже особый термин – «викторианская архитектура».

Замок шотландского герцога Аргайла на озере Лох-Файн

Особенности каждой страны, смешиваясь с европейскими традициями, создавали некий интернациональный стиль. В нем преуспели такие известные архитекторы, как Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Ханс Хопп, Мис ван дер Роэ, Якобус Ауд, Ле Корбюзье.

Архитектура неоготики во всём подражает традиционной готике, привнося элементы, свойственные национальной архитектуре.

Индо-сарацинский стиль

Одним из видов «викторианской архитектуры» стал индо-сарацинский стиль. Он распространился в британской колонии Индии. Суть его в том, что на европейские по назначению и виду здания накладывалась отделка с мусульманским орнаментом, заимствованная из империи Великих Моголов. Так были построены вокзал Виктории и ворота в Индию.

Вокзал Виктории

Архитектура индо-сарацинского стиля – это прямые линии и чистые геометрические формы, преобладающие над традиционными национальными архитектурными формами, а металл, бетон и стекло – над привычными материалами для строительства. На архитектурных излишествах экономили в пользу функциональности и практичности.

Неоклассицизм

Существует расхождение в понимании этого термина среди российских искусствоведов и зарубежных. Зарубежные исследователи называют неоклассицизмом классицизм более позднего периода – с середины XVIII века до начала XIX века.

Неоклассицизм в архитектуре

Российские искусствоведы называют неоклассицизмом период с конца XIX до середины XX века, когда российские архитекторы обращались к традициям античных мастеров и достижениям периода Возрождения.

Эклетика

Эклетикой называют использование в конце XIX века элементов неоготики, необарокко, неорококо, неомавританского, неовизантийского и прочих стилей.

Генри Гобсон Ричардсон во Франции назвал свой стиль создания архитектурных построек романтический эклетизм. В таком стиле была построена церковь Святой Троицы в Бостоне.

Церковь Святой Троицы в Бостоне

Американцы, в том числе Фредерик Олмстед, экспериментировали с традициями римской архитектуры, с готикой. Она потребовалась для строительства небоскребов. Первый небоскреб со скоростным лифтом был построен в Чикаго. Затем на Всемирной выставке в Чикаго известные архитекторы делились своим опытом строительства высотных, но прочных и красивых зданий.

Здание домового страхования в Чикаго – первый небоскрёб

Сейчас некоторые искусствоведы признают термин эклетика в чистом виде только применительно к России. В европейских странах эти архитектурные поиски, помимо романтического эклетизма, называли боз-аром.

В России эклетика представляет собой различные сочетания зарубежных стилей при сохранении национальной российской самобытности. Богатый декор сооружений сочетается с экономными строениями из красного кирпича. К архитектуре эклетики относятся сооружения Константина Тона, например Церковь Святой Екатерины, Храм Спаса на Крови в Петербурге, Храм Христа Спасителя в Москве. Современный облик Москвы в ее центрально-исторической части тоже сформирован в духе эклектики. А также здание Банка России и Сандуновские бани.

Храм Спаса на Крови в Петербурге

Эклектика в архитектуре – смешение и переосмысление стилей разных стран, эпох.

Неогрек

Архитектурный стиль, возвращающийся к традициям искусства Древней Греции, появившийся в 20-х годах XIX века, назвали неогрек. Он отличался интересом к деталям древнего строительства и культуры. Естественные природные материалы старались вписывать в ландшафт, не нарушая его природной красоты.

В России неогрек в архитектуре проявился как одно из направлений эклетики. Был в моде вплоть до появления в конце XIX в. стиля модерн.

Музей имени Пушкина, архитектор — Р. И. Клейн

В архитектуре неогреческого стиля широко используются природные материалы для строительства. Основная идея архитектора, проектирующего здание в стиле неогрек, — сохранение целостности природного ландшафта.

Амстердамская школа

Возникла амстердамская школа в Нидерландах в начале XX века. В ней присутствовали черты неоготики, эпохи Возрождения, экспрессионизма в культуре, но национальные самобытные черты в этот стиль внес местный архитектор Хендрик Петрюс Берлага.

Биржа Берлаге. Амстердам

Дома в Нидерландах приобрели закругленную у фасадов форму. На крышах стали популярны шпили, скульптуры. Различные декоративные элементы украшали двери и окна. Стекла в окнах тоже были декоративными и по внешнему виду напоминали лестницы.

«Архитектура Амстердама

В таком стиле возводили дома самого различного предназначения. Не только особняки, но и многоквартирные дома, и общественные здания.

Модерн

Модерн получил распространение во всех сферах культуры, в том числе и в архитектуре, в конце XIX века. Существовал он и в начале XX века. Отказ от симметричных форм и ровных линий являлся формой особого протеста, брожения в умах и в обществе. Широкие магазинские окна в сооружениях призывали открыть глаза новому пониманию действительности. Новые материалы в строительстве: металл, стекло, — ознаменовали наступление нового века в жизни людей. Многоэтажное строительство, когда каждый последующий этаж не был похож на предыдущий, тоже являло собой форму протеста против устоявшихся общественных норм. При этом создаваемые здания были и функциональны, и красивы.

Дом Мила Гауди, Барселона

Интерьер тщательно продумывался и соответствовал внешнему виду сооружения. Отделка в виде водорослей, переплетающихся с женскими головами – один из примеров идей модернистов.

Модерн в интерьере

Собор Саграда Фамилья в Барселоне архитектора Антонио Гауди являет собой пример выдающегося строения эпохи модернизма. Выделяют еще сооружения в Парке Гюэль.

В России в стиле модерн созданы здание гостиницы Метрополь в Москве, Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге и другие здания. Известными архитекторами-модернистами в нашей стране были Ф. Шехтель, А. Щусев, Л. Кекушев.

Архитектуре модерна свойственны ассиметрия фасадов, плавные линии, неожиданные изгибы, большие, широкие окна. Используются и при этом смело сочетаются нетрадиционные строительные материалы – металл, стекло.

Постмодерн

В конце XIX века появились постмодернисты, которые поставили своей целью развенчать традиции модернизма. В центре архитектурной композиции – деталь.

Ле Корбюзье создал в стиле постмодернизма несколько зданий. В Канаде здание мерии в Миссиссакге, в Венеции дом Френка Гери, а в Испании универсам Робинсона выдержаны в этом архитектурном стиле.

Проект музея толерантности в Иерусалиме. Автор – Френк Гери

Постомодернизм допускает совершенно невероятные формы, использование самых разных материалов для строительства дома. Геометрия постмодернистских зданий поражает воображение.

Конструктивизм

Архитектура в стиле конструктивизма появилась в начале XX века в СССР после свержения самодержавия. Началась эпоха коллективного строительства. Красота и вычурность отметались как пережитки старого строя, актуальными были большие размеры зданий, их величественность и в то же время простота.

Строгие геометрические форма сочетались с эпохой индустриализации всей страны. Материалы для строительства брались самые дешевые, так как денег у молодой республики было мало. Но размах был большой, все делалось на энтузиазме и творческом подъеме.

Образцом конструктивизма являются «Фантазия на тему серпа и молота» Якова Чернихова, рабочий клуб имени Зуева, башня Татлина, здание Наркомфина Гинзбурга, Шуховская башня, Московский планетарий.

Рабочий клуб имени Зуева

Конструктивизм приветствует простоту геометрии архитектурных объёмов, часто в композиции представляющих сложную ассиметричную форму, громадность. Материалы используются простые, декор минимален или отсутствует.

Постконструктивизм

Термин «постконструктивизм» используют лишь для обозначения архитектурного строительства в России в начале правления Сталина. То есть в 30-е годы. Он носил элементы авангардизма, но в то же время и конструктивизма. Высокие потолки квартир остались нам именно от этого периода. Сталин считал, что советские люди достойны и красоты. Происходило формирование стиля «Сталинский ампир», включавшего в себя черты неоклассики.

Здание школы №538 в Москве. Архитектор – И. А. Звездин

На зданиях делали классический декор: пилястры, рустовку, карнизы.

Сталинский ампир

Строительство в период позднего правления Сталина знаменовало собой разработку и продолжение традиций русского классицизма, использование ордеров в архитектуре, ансамблевая застройка площадей и улиц. Сейчас это направление в архитектуре называют сталинский ампир.

Главный павильон Всероссийского Выставочного Центра

Использование барельефов, лепнины, мрамора и бронзы в отделке. Красота и величественность сооружений архитектуры должна была заставлять людей гордиться своей страной.

Ар-деко

Архитектурный стиль ар-деко получил свое название от французского термина «декоративное искусство». Он зародился в Париже в 1925 году. Он сочетал в себе элементы модерна и неоклассицизма.

В таких странах, как США, Франция и Нидерланды ар-деко постепенно преобразовывался в функционализм.

В СССР в стиле ар-деко была построена гостиница «Москва». Но гораздо больше, чем этот стиль, использовался новый или сталинский ампир.

Гостиница «Москва»

Строительство и отделка зданий производилась из дорогих материалов. Использовались алюминий, серебро, слоновая кость, крокодиловая кожа. Строгая законченность и закономерность линий и фигур создавала красивые геометрические формы с этнической составляющей.

Функционализм

Функционализм возник в Германии в середине XX века и распространился во многие европейские страны. Этот стиль требовал, чтобы форма здания соответствовала его функциям. Часто строили дома на «ножках», а пространство под зданием использовалось для движения транспорта. Место предельно экономилось. Окна были маленькими и пропускали мало света. Иногда целые кварталы застраивались зданиями вплотную торцами к проезжей части улицы.

Ле Корбюзье – французский архитектор, разработавший философию функционализма.

Функционализм в архитектуре

Простые прямоугольные формы, никаких украшений. Материал для строительства – железобетон, стекло и кирпич. Цвет зданий был либо серым, либо желтым, либо белым. Кровли были плоскими, их старались тоже использовать.

Метаболизм

Метаболизм явил собой противоположность функционализму в строительстве. Это архитектурное направление зародилось в Японии в середине XX века. Послевоенное мирное строительство делало упор на сочетание человеческих сооружений с природой, с животным миром. Архитектура города находилась как бы в постоянном движении. Незастроенные территории оформлялись символичными объектами и экологичным дизайном.

Главным идеологом метаболизма в Японии стал Кионори Кикутаке. Он утверждает, что главное в архитектуре метаболизма – это возможность изменения уже построенных зданий в соответствии с изменяющимся ландшафтом. Сооружения становятся динамичными, как бы живыми.

Edo-Tokyo Museum Кионори Кикутаке

Архитектурное направление метаболизм получило отклик и в других странах, и в России тоже. Скорее всего, это течение в полный рост проявит себя в XXI веке.

Главное в архитектуре метаболизма – это возможность изменения уже построенных зданий в соответствии с изменяющимся ландшафтом.

Брутализм

Такое архитектурное направление, как брутализм, появилось тоже в послевоенные годы, в середине XX века. Переводится оно с французского как «необработанный бетон». Придумали это название английские архитекторы Элисон и Питер Смитсон.

Так была построена жилая единица в Марселе по проекту Ле Корбюзье, здание секретариата в Чандигархе. В Великобритании брутализм тоже получил распространение.

Здание секретариата в Чандигархе

Особенно популярным было это направление в СССР в 80-е годы XX века. Такие дома возводить было легко и просто, правда, прочностью они все равно не отличались. Зато это было недорого, и можно было обеспечить квартирами большое количество семей.

В основе брутального строительства лежит грубая фактура бетона, ничем не обработанного. Обычно это дома-коробки. Они тяжеловесны и монолитны. Никакой вычурности, никаких украшений.

Деконструктивизм

Деконструктивизм появился в конце XX века в Америке и Европе. Его принципы похожи на посмодернизм. Влияние на него оказал также советский конструктивизм.

Но деконструктивисты постоянно стремились к новым способам самовыражения. Не только отметая старое, но и создавая новое. Деконструктивисты не хотели быть ограничены никакими классификациями и отказывались давать определения своим работам.

Питер Айзенман считал себя деконструктивистом и зазывал свои произведения архитектурой нового поколения, для избранных. Образцом архитектуры деконструктивизма является музей Гуггенхейма Фрэнка Гери в Бильбао.

Музей Гуггенхейма Фрэнка Гери в Бильбао

Деконструктивизм для достижения наибольшего эффекта использует визуальную усложнённость, неожиданные, нарочито изломанные формы. Деконструктивистские здания вторгаются в городскую среду подчёркнуто агрессивно.

Хай-тек

Стиль хай-тек, что в переводе с английского означает «высокие технологии», был разработан в конце XX века в качестве продолжения и развития постмодернизма в Англии. Архитекторы стремятся к красоте, но понимают ее по-своему. Поэтому не утихают споры профессионалов вокруг этого архитектурного стиля. Его называют пиком модернизма и даже пиком современности в архитектуре.

В Англии в стиле хай-тек построено здание компании Ллойдз. Другие страны тоже не остались в стороне от этого стиля. Центр Помпиду в Париже построен архитекторами Ренцо Пиано (итальянец) и Ричардом Роджерсом (англичанин) в стиле хай-тек.

Здание компании Ллойдз в Англии

Принц Чарльз в Англии выступает против такой архитектуры, считая, что она уродует лицо страны. Но принципы хай-тека в архитектуре не отмирают. Его сторонники даже присвоили Норману Фостеру звание рыцаря, что для англичанина очень почетно.

В качестве основных его принципов стиля хай-тек выступают монументальность, антиисторичность, прагматизм, технологичность. В нем присутствует и орнамент, и гипербола в линиях, и скульптура.

Био-тек

Архитектурный стиль био-тек – самое последнее слово в области современной архитектуры. В противоположность хай-теку, он не противопоставляет человеческие сооружения природе, а старается найти общую гармонию.

Сейчас архитекторы этого направления выступают больше как философы, они подводят под свое архитектурное направление серьезную философскую базу, пишут манифесты в защиту природной среды, которая должна стать главным элементом оформления зданий.

Био-тек в архитектуре

Многие формы этой архитектуры заимствованы из природной среды. Формы живых растений, натуральных ландшафтов. Правда, конструкции зданий все-таки прямоугольные, криволинейные формы присутствуют лишь в отделке.

Гармония экстерьера и интерьера дома

Интерьер помещения изначально являлся продолжением архитектурного стиля, внутреннее убранство помещения сочеталось с его внешней отделкой и даже с самой формой строения. Сейчас это правило подчас нарушается, особенно когда приходится воссоздавать старинный интерьер в современной панельной квартире. Но и в таком случае не нужно забывать о понятии соразмерности. Не все смелые решения внутреннего интерьера будут уместно смотреться без соответствия внешнему облику здания.

Материалы, используемые для отделки, тоже имеют значение. Цвета и формы, художественные особенности передают неповторимый колорит эпохи, место создания архитектурного стиля.

Оцените статью
Добавить комментарий