Испания (2004)
Заметки и общее впечатления о путешествиях в разные страны, правда пока еще, не по всем континентам. Европа и Соединенные Штаты Америки, Чили и Антарктика, Аляска и Чукотка... Повествование в стиле дневников с большим количеством красивых фотографий. Рекомендации по планированию путешествий. Написали о наших планах в «Содис». По Интернету заказали книжки по Испании: Spain by Damien Simonis, Fiona Adams, Susan Forsyth, etc. (Lonely Planet), Spain by Diane Mehta (Fodor’s 04), Spain 2004 by Darwin Porter & Danforth Prince (Frommer’s), Spain by Mark Ellingham, John Fisher, Graham Kenyon and Jules Brawn (Rough Guides), Spain. Eyewitness Travel Guides (редакторов так много, что даже не знаем, как всех назвать, Dorling Kindersley Travel Guides), но оказия из Сан-Диего была только перед самым отъездом, так что пришлось везти 6 кг книг, для проработки на месте... По Интернету же забронировали и машины, и перелет Мадрид — Тенериф, цены гораздо лучше, чем в Москве. На острове два аэропорта, выбрали дальний, главное — удобство расписания, между ними всего?то 40—45 минут по autopista. 9 апреля, пятница Шереметьево-2, традиционный Guinness, и вот мы в А-320, берущем курс на Мадрид. Занимать вдвоем три кресла около аварийного выхода — это получше, чем бизнес-класс! Четыре с половиной часа полета позволили неплохо изучить взятую с собой литературу по Испании. Знакомый аэропорт Barajas. Машину бронировали через Интернет в Alamo, здесь их представляют National/Atesa. Получили еще не старый (50 000 км) Citro?n C5 и направились в наш отель Crowne Plaza Hotel на Plaza de Espa?a. Человек предполагает, а Господь располагает! Остановились на очередном пешеходном светофоре, взглянули на карту: далеко ли еще ехать... Удар! Машину швыряет вперед и слегка вправо... Еще удар! Теперь уже о стальной столб светофора. Сидим в дыму (сработали мешки безопасности), засыпанные стеклянным крошевом. Ехавшая навстречу полицейская машина тут же включила мигалки и развернулась. Через пять минут их было уже шесть в компании со скорой помощью... Вынули из-под обломков багажника из лужи тосола наши ободранные, но уцелевшие чемоданы и ручную кладь (беспокоили фотоаппарат и ноутбук, на это они не рассчитаны). Nissan Primera, набитый молодыми людьми, как выяснилось, боливийцами, въехал в нас, не сбавляя скорости... Водитель выглядел странно: то ли пьяный, то ли на наркотиках. Все просил уладить дело по-свойски — мол, претензий не имеем... Во-первых, мы не знаем местных обычаев, во-вторых, машина не наша, т. е. претензии должен предъявлять страховщик прокатной компании, а в?третьих, мы на них были здорово злы: сухой асфальт, широкая освещенная улица, стоящий на светофоре автомобиль, а они даже не пытались ни затормозить, ни объехать! Один из медиков немного говорил по-английски, и все пытался отправить нас в больницу. Убедили его, что мы вполне ОК. При общении с полицией наш весьма скромный испанский оказался очень полезен — английского они не знают вовсе. Сначала не могли найти наши паспорта, при ударе они вылетели из нагрудного кармана, и мы не сразу догадались поискать их среди кучи обломков сзади... Все формальности заняли часа полтора, холод собачий, замерзли отчаянно и мы, и полицейские... Позвонили по мобильному (МТС) в rent-a-car, описали по-английски ситуацию, передали трубку полицейскому, и он минут десять разъяснял все подробности на испанском. Попросили одного из полицейских (на испанском!) вызвать такси, он пообещал нас сам отвезти в гостиницу. И вот заходим мы в фойе своего отеля в сопровождении четверых полицейских, несущих наши чемоданы и рюкзачки... Немая сцена! Отличный номер, горячий душ и добрый коньяк вернули нам оптимизм. 10 апреля, суббота У обоих ноет шея, ноутбук включается, но не работает, фотоаппарат в порядке, пластиковые чемоданы ободраны, но пользоваться ими можно... Решили, что неплохо вышли из аварии, откуда нашу машину отправят на свалку. Нужно чаще пить: «За удачу!»... В 11:00 звонит сотрудник Mundi Color Iberia и привозит ваучер на корриду. До последнего дня не было уверенности, проводят ли ее на Пасху... Нас просили приехать в полицейское управление заполнить декларацию, желательно с переводчиком из консульства, поскольку мы иностранцы. Звоним в консульство. Переводчик будет только в понедельник — праздники! Решаем ехать туда одни. Заходим в rent-a-car через дорогу от гостиницы и берем новую машину той же марки взамен погибшей. Отъехали километр — бортовой компьютер сообщает о спущенной шине... Выходим, пинаем колеса — все нормально. Чокнутый компьютер выдавал эту диагностику каждый час, а нам все было некогда заехать поменять машину, так и терпели это безобразие целую неделю! Уж лучше никакой электроники, чем с глюками. Покружив по городу, находим-таки полицейское управление, но сотрудники ушли обедать часа на три (без испанского мы бы этого не поняли!)... Возвращаемся в центр города, где и гуляем пару часов. Вернулись, записались, посидели в очереди... Выходит офицер и говорит, что мы должны понимать по?испански. Мол, я вас буду спрашивать, вы отвечать, и все это пойдет в протокол... Мы объясняем ему, что если говорить медленно, то мы все поймем, а если нет, то можно написать, и у нас есть словарь. А еще мы знаем английский, ждать переводчика из консульства не можем, поскольку утром в понедельник мы уезжаем в Le?n. Тут он задумался и предложил подождать. Минут через пятнадцать нас приглашают в кабинет, где лежат двуязычные бланки (испанский и английский). Туда же вызвали полицейского, знающего английский, как мы испанский... Общими усилиями заполнили декларации (мы бы справились и на испанском, наше знание языка и умственные способности явно недооценили) и уехали оттуда, покончив со всеми формальностями. Приехав в Москву с удовлетворением отметили, что deductible (€600) с нас не взяли, вина была не наша. Вернулись в гостиницу, оставили машину на паркинге и пошли погулять. Гостиница расположена на Plaza de Espa?a и служит отличным фоном для памятника Сервантесу и его героям Дону Кихоту и Санчо Пансе. Бесчисленные туристы норовят залезть кто на постамент, кто на осла, кто на коня... Еще по пути в гостиницу присмотрели на Gran V?a ресторанчик Marisquer?a (в ста метрах от Burger King, ближнего к Plaza de Espa?a), где и поужинали. Взяли merluza con angulas (хек с мальками угря) — фантастически вкусное блюдо; будем в Мадриде, непременно еще раз посетим это заведение. Любопытно, что во многих ресторанах Испании хек относится к числу весьма дорогих рыбных блюд, у нас в стране к нему отношение совсем другое, что неудивительно — немороженого хека мы в Москве не видели, а заморозка портит любой продукт. Поэтому авторы меню на русском языке стесняются называть его узнаваемым английским именем и, боясь отпугнуть русскоязычных, дают название рыбы без перевода — мерлуза. 11 апреля, воскресенье Вышли с утра пораньше и сумели-таки сделать снимки памятника и гостиницы без толчеи.
Прошли вдоль королевского дворца и оперного театра к Calle de Arenal, выведшую нас к Plaza Puerta del Sol. Воскресное утро, народу немного, медведице никто не мешает объедать земляничное дерево (madro?o, Arbutus unedo)... Взяли южнее и по приятной пешеходной Calle de los Huertas дошли до El Prado. Вход в музей по причине воскресного дня оказался бесплатным. Музей небольшой, очень понравилась экспозиция Мурильо, купили про него книжку на испанском... Перекусили вином и сыром, греясь на солнышке на Plaza de Plater?a Mart?nez. Мы допустили ошибку и не уточнили, что хотим закуску (tapas), нам принесли порцию (raci?n), не беда — сыр очень вкусный.
За музеем El Prado — парк El Retiro — место отдыха горожан в выходной день. Кто играет в футбол, кто закусывает, кто прохаживается. Огромные деревья, много цветов, фонтанов и музыкантов. У подножия памятника Альфонсу XII озерцо, где теснятся взятые напрокат лодки. Зашли в Palacio de Cristal — построенную в 1887 году ажурную оранжерею для экзотических растений. Сейчас используется не по назначению — мы застали там некую авангардную экспозицию, которую не сумели отнести ни к одному известному нам жанру изобразительного искусства.
И обратно по кварталам старого города. Puerta del Sol, Plaza Mayor, от которой отходит симпатичная Calle Cuchilleros. Всюду бары, кафе, ресторанчики... К трем часам вернулись в гостиницу, полчаса отдохнули и вниз, ждать автобус на корриду. Автобус пришел вовремя и перед корридой нам устроили часовую экскурсию по городу. Оказалось, что мы уже везде успели побывать либо пешком, либо во время поисков полицейского управления. С исторической и архитектурной точек зрения Мадрид не слишком интересен, но погулять денек-другой можно с удовольствием. В любом случае, это один из основных пунктов прилета. К Plaza Monumental de Toros de las Ventas прибыли минут за пятьдесят. Отделанная в мавританском стиле арена построена в 1929 году и является самой большой и красивой в мире. У нас были билеты на места в тени (sombra). Было весьма прохладно, и без тени вполне можно было обойтись. Сиденья каменные и ледяные. На каждом углу за один евро предлагают cojines — небольшие подушки под задницу, без них не высидеть.
Из программы узнали, что выступает Jos? Antonio “Morante de la puebla” — представитель севильской школы корриды, входящий в десятку лучших матадоров Испании (журнал “Aplausos”). Публика все прибывала. Особенно запомнилась немолодая солидная пара: синьора в норковой шубе, синьор в хорошем пальто и костюме с галстуком. Нарядные подушки они принесли с собой. Перед самым началом на нашу трибуну завалились, по другому не скажешь, три десятка японцев... Музыка. Представление матадора и куадрильи. Все приветствуют президента корриды. Первый бык каштановой масти был старше всех остальных и довольно ленив. Он слегка погонял дразнивших его малиновыми плащами banderilleros, которые быстро прятались за burladeros — слегка выступающие внутрь арены деревянные барьеры, в узкие проходы между ними и круговым барьером арены бык пройти не может, а худенькие ребята проскальзывают. Затем вышел матадор, который уже от быка не убегал. После нескольких фигур, которые толпа приветствовала криками ol?, матадор медленно удалился. Наступила suerte de picar. Два пикадора на лошадях, защищенных доспехами из толстой кожи, в сопровождении пеонов с острыми палками и sobresalientes (дополнительные матадоры, выступающие с пикадорами). Они стали напротив друг друга, предоставив быку возможность выбора. Несколькими маневрами sobresaliente поставил быка в позицию, удобную для пикадора, который воткнул пику в шею быку. Бык пытается поднять на рога лошадь, пикадор упирается и пикой, и ногой, пытаясь ослабить его натиск, пеоны колют лошадь острыми палками, не давая ей отступить... Кое-что о лошадях... Во-первых, у них зашорены глаза, во-вторых, уши забиты промасленной ветошью, в-третьих, перерезаны голосовые связки. Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу... Пикадоры покинули арену, оставив раненого быка озираться... Наступила suerte de banderillas. Молодые ребята дразнят быка своими яркими костюмами, втыкают ему в лопатки цветные бандерильи, чудом уворачиваются от его рогов и с поразительной скоростью удирают с арены, перепрыгивая через барьер. Их ловкость просто восхищает. Окровавленный бык с тремя парами разноцветных бандерилий ждет матадора. Наступила suerte de matador. Матадор работает уже с красной мулетой.
Играет музыка. Тройка разукрашенных мулов выволакивает быка с арены. Второй бык черной масти мгновенно реагировал на все, что шевелится. В пылу погони он с грохотом врезался в burladero, задрожавший от удара его рогов. Наш сосед прокомментировал его поведение: “?Como picante el toro!” Дальше все было более живо, но матадор не сумел сразу его убить. Последняя фаза затянулась... Третий бык воткнул свой рог в доски burladero и не сразу сумел его выдернуть. Он мощно атаковал лошадь пикадора, и его никак не могли отвлечь розовыми плащами. Во время второй такой атаки на трибунах поднялся шум, пикадоры ретировались... Заиграла музыка, и на арену выпустили стадо пятнистых волов, раненый бык заметался среди них, но постепенно успокоился, волов позвали в ворота, и бык вместе с ними мирно покинул арену. Ему за храбрость подарили жизнь, и он будет дальше мирно пастись на лугах своей ganader?a, производя на свет новых toros bravos.
Остальные быки работали вполне неплохо, убивали их то быстро, то мучительно долго... Зрелище красивое и кровавое одновременно. Относиться к этому можно по?разному. Исходя из любви к животным: быку дается шанс показать свою храбрость и покинуть арену живым, на бойне у него таких шансов нет. Жестокость и кровавость зрелища сильно преувеличены, любой, кому доводилось колоть кабанчика или резать корову, подтвердит, что крови на корриде несопоставимо меньше... О тех же, кто жарит шашлык, не задумываясь о том, как резали барашка или кололи свинку, можно сказать, что нужно быть ближе к природе... Где мясо, там всегда кровь, а не нравится — становись вегетарианцем! 12 апреля, понедельник Выехали по autopista А-6, дорога идет по слегка холмистой сельскохозяйственной местности. В районе Valle de los Ca?dos (Долина Павших) высится огромный крест, возведенный в память погибших во время гражданской войны. Далее дорога пересекает Sierra de Guadarrama (тоннель), и вскоре мы свернули на Rd<>?N603, по которой 26 км до Segovia. Дорога идет через совсем бедные деревни — обшарпанные дома, ни зелени, ни цветов. В Segovia две главные достопримечательности: римский акведук и Alc?zar. Нашли паркинг в полукилометре от акведука. По пути к нему стоит изумительная романская Iglesia de San Mill?n с изящным портиком.
Первые укрепления здесь построили еще римляне. После реконкисты старый мавританский замок был перестроен и расширен (XIII—XIV вв.). Этот величественный замок был одной из резиденций кастильских королей.
Погуляли по замку и старому городу, пропустили по стаканчику красного вина и поехали дальше. Сначала по Rd?N110, с которой, не доезжая ?vila, свернули на Rd?N501 на Salamanca. Дорога идет через такие же бедные деревни, пейзажи также ничем не примечательны. Старый город стоит на высоком холме и виден издалека. Местный университет был основан еще в 1218 году Альфонсо IX, королем Леона. После Segovia мы были несколько разочарованы, видимо, два города в день — это слишком... Решили зайти перекусить, чтобы переключиться. Помогло!
Спустились к римскому мосту (I в.) через R?o Tormes. С тех времен сохранилось 15 арок из 26 (на фото в Eyewitness Travel Guide — новые!), с моста и правого берега открываются прекрасные виды.
И снова в седло. Каких-то пару сотен километров и мы в Le?n. Остановились в Parador San Marcos: старинное здание делят гостиница и музей. В XII веке здесь был построен Monasterio de San Marcos, основанный орденом Рыцарей Св. Иакова, он был приютом для паломников в Santiago de Compostela. Современный дворцовый облик здание приобрело в начале XVI века, когда в нем обосновалась штаб-квартира этого ордена.
Перед гостиницей статуя паломника, отдыхающего у подножия креста. 13 апреля, вторник Поехали на север в Oviedo, небольшой астурийский город. Туда можно попасть по autopista A66 или по Rd-N630. Выбрали последнюю — хотелось посмотреть страну. Дорога взбирается на перевал Puerto de Pajares и круто спускается на север (до 17 %), преодолев Cordillera Cant?brica. Догнали длиннющую колонну машин, выстроившуюся за трейлером с негабаритным грузом, который спускался со скоростью пешехода. К нашей удаче навстречу показался перегруженный грузовик, который еще медленнее набирал высоту на 12 %?м подъеме (а впереди у него — 17 %!) Удалось обойти всех сразу, и вот мы радостно пишем повороты, быстро сбрасывая высоту.
Сам городок не слишком интересен, хотя крытый рынок, пристроенный к Iglesia de San Isidoro, выглядит весьма экстравагантно... Неподалеку от городка есть хорошо сохранившиеся церкви дороманской архитектуры, увы, мы их не видели. Все книги пишут, на каком они расстоянии от города, на каком автобусе туда ехать, а вот по какой дороге — ни одна! Крутиться по сильно урбанизированной и холмистой местности мы не стали, что делать — проработка маршрута оказалась недостаточной. Севернее Oviedo свернули на autopista на Santander (номер ее не запомнили, а на карте 2003 года она у нас обозначена, как строящаяся), по которой и вышли на великолепную и абсолютно пустую autopista A8, проложенную между горами и морем. Свернули к горам на указателе Cangas de On?s, который стал первой столицей Астурийского королевства в 722 году после победы вестготского князя Pelayo над маврами под Covadonga в 11 км от городка и оставался ею около 70 лет.
С этой победы и началась Reconquista — вытеснение мавров с Пиренейского полуострова. Быть может, не будь этой маленькой победы — и не было бы Испании вовсе, а было бы еще одно Марокко... С тех давних времен ничего не сохранилось, и сейчас городок является одной из баз для путешествующих по Parque Nacional de los Picos de Europa, созданному вокруг наиболее высокой части Cordillera Cant?brica.
Вышли обратно на Rd-AS114 и быстро доехали до Panes, где свернули на Rd-N621 на Potes. Узкая извилистая дорога идет вдоль R?o Deva по глубокому ущелью Desfiladero de la Hermida, ехать по ней одно удовольствие. В La Hermida горы расступаются, на правом берегу реки красивый водопад, скорее всего, он летом пересыхает. Остановились его сфотографировать. Быстрая речка с прозрачной водой, огромные утесы обступают деревеньку, на зеленых склонах пасутся лошади, на симпатичной набережной продают лицензии на ловлю форели (trucha)...
В Potes свернули на Fuente D? — 21 км, и мы на станции канатной дороги (Telef?rico). Надели теплые вещи и ботинки и за четыре минуты поднялись с высоты 1094 м на 1850 м — зима, то солнце, то облачка, морозно.
Погуляли, поснимали: внизу лежит деревушка, вокруг снежные горы, видна тропа на перевал, но это хорошо летом, сейчас слишком много снега. Может быть, походим как-нибудь в сентябре, летом здесь слишком многолюдно... Из Potes пошли на юго-запад на Ria?o. Дорога идет по отрогам Cordillera Cant?brica, овцы пасутся на горных лугах, иногда приходится останавливаться, пережидая, пока очередная отара пройдет по дороге. На перевале Puerto de San Glorio холодно, ветрено, бронзовая лань и великолепные виды.
Уже вечерело, и из Ria?o мы по Rd-N621 и Rd-N601 добрались домой. Достопримечательности кольцевого маршрута Cangas de On?s — Panes — Potes — Ria?o — Cangas de On?s прекрасно описаны в Frommer’s Spain 2004. 14 апреля, среда Утром поехали в Santiago de Compostela. Сначала по Rd-N120 (вскоре можно перейти на недостроенный участок новой скоростной дороги) до Astorga, далее по autopista A6 (Autopista de Noroeste) до Lugo, где свернули на Rd-N540, которая и привела нас к цели. Тропа для паломников к этой третьей после Иерусалима и Рима католической святыне то идет вдоль дороги, то срезает ее петли по великолепным эвкалиптовым лесам. Паломник должен пройти пешком не меньше ста километров (или проехать на лошади или велосипеде не меньше двухсот). И вот молодые и пожилые, с посохами и без, с рюкзаками, рассчитанными на многодневный путь и чисто символическими, паломники видны везде, где тропа просматривается с дороги... Никогда не видели ничего подобного.
Могила апостола Иакова (Santiago) была обнаружена в 813 году, его останки были перезахоронены в Santiago de Compostela, а уже в 844 году он принимал участие в битве при Clavijo, а затем в сорока с лишним сражениях с неверными... Все стремятся дотронуться до мраморной статуи Св. Иакова у входа, к ней даже была небольшая очередь. Сам Catedral del Ap?stol особого впечатления не произвел, это скорее цель для паломников, чем для обычных путешественников. Погуляв по старому городу, поехали к океану. В Padron сошли с autopista A9 на прибрежную Rd-C550. Местность очень живописная, но дорога редко выходит к самому морскому берегу. Остановились на очень поздний завтрак в Porto do Son — крохотном городке на берегу океана. В аквариуме плавали лангусты (langosta) и омары (bogavante) — испанские названия мы нашли в «Большом русско-испанском словаре» еще в Москве, и нам было приятно обнаружить их в меню. Раньше мы ели их в разных местах по разному приготовленных. Решили выяснить путем прямого сравнения, кто же из них вкуснее, и заказали и то, и другое. Оба оказались просто замечательными, но омар все же нам понравился больше... В Noia свернули на Rd-N545, которая и привела нас к autopista А9 в Santiago de Compostela. Здесь мы выбрали северное направление, не доезжая до La Coru?a, перешли на autopista A6, решив, что так хоть и дальше, но быстрее. 15 апреля, четверг Накатавшись по дорогам северо-запада, решили посмотреть Леон. Огромный кафедральный собор XIII века — одно из красивейших готических сооружений. Снаружи он выглядит довольно скромно, а внутри поражает уходящими ввысь арками и гигантскими витражами (их общая площадь 1800 м2). Он построен так, что виден сразу весь его впечатляющий объем.
Погуляли по старому городу, по набережной небольшой R?o Bernesga, по нашему замечательному отелю... 16 апреля, пятница По пути в мадридский аэропорт решили посмотреть ?vila. Знакомой дорогой добрались до Autopista de Noroeste (A6), чуть больше 300 км быстрой езды — и нужный нам поворот, еще 30 км и мы в ?vila, расположенной на высоте ~1100 м на плодородной равнине у подножья Sierra de Gredos.
Город был отбит у мавров в 1090 году, и за какие-то девять лет был окружен крепостной стеной длиной ~2,5 км и высотой более 10 м с 88 мощными цилиндрическими башнями. Стены прекрасно сохранились и по ним можно прогуляться, поднимаясь на многие башни. Особенно мощные укрепления над воротами Puerta del Alc?zar. Гранитная апсида массивного романского кафедрального собора является частью городских укреплений — такого решения мы нигде не видели. На крепостных стенах растут цветы, на колокольнях и других башенках — гнезда аистов, этих птиц здесь невероятно много.
В симпатичном старом дворике-ресторанчике выпили кувшинчик (jarro) sangr?a — свежеприготовленная, она несравненно лучше бутилированной, освежает замечательно. Вернулись на A6 и уже через час были в аэропорту Barajas, сдали машину, посетили местные бары, и вот мы уже на борту самолета, держащего курс на Tenerife... Менее чем через три часа мы в аэропорту Tenerife Norte, берем напрокат в CICAR (Canary Islands Car — местный партнер Alamo) Opel Vectra и через час мы наконец-то в долгожданном отеле Jard?n Tropical. Пара бокалов шампанского и крепкий сон усталых путешественников. 17, 18 апреля, суббота, воскресенье Пляжно-курортный отдых... 19 апреля, понедельник Поехали в Santa Cruz de Tenerife — столицу острова — за разрешением на подъем на Pico del Teide. Четыре года назад мы не смогли туда попасть из-за его отсутствия, и этот должок не давал нам покоя. Единственная книжка, где был указан адрес Patronato del Parque Nacional, выдающего эти разрешения, Fodor’s 04 Spain, дала весьма оригинальный адрес: Calle Emilio Calzadilla, 4th floor, door 5. Решили, что улочка недлинная, найдем.
Правильный адрес: Santa Cruz de Tenerife, Calle Emilio Calzadilla, 5, 4th floor. Открыто в рабочие дни с 9:00 до 14:00, с собой обязательно иметь паспорта и их ксерокопии (делают через дорогу). Заполнили анкету, отдали копии паспортов, получили ее желтый экземпляр, который и является разрешением. Нас также особо предупредили, что на горе нужно иметь с собой паспорта... Вернулись в Playa de las Am?ricas и продолжили ленивое курортное времяпрепровождение... 20 апреля, вторник Выехали на autopista TF1 и уже через пару километров свернули на Arona (TF51). Дорога быстро набирает высоту, местность пустынная, много кактусов, местами что-то сельскохозяйственное... За Vilaflor начинаются сосновые леса. Иглы у канарской сосны сантиметров 15, около дороги растет огромное дерево высотой 45 м, диаметром 3 м, останавливаться не стали, мы здесь уже были не так давно. Все остановки решили делать на обратном пути, нам надо поспеть вовремя... Постоянно приходится обгонять маленькие машинки, которые просто не хотят ехать в горах. В Европе часто предлагают напрокат крохотные автомобили с маломощными моторами, и если в городах это терпимо, то в горах главное — мощный двигатель, тем более что на Tenerife дешевый бензин... Но европейцы бывают такие экономные!
Добрались до Telef?rico del Teide минут за пятнадцать до времени, означенного в пропуске. Швейцарского производства кабинка на 38 человек (4 года назад списали информацию о 35! Всеобщее похудение?) за восемь минут поднимает с высоты 2356 м до отметки 3555 м. Тропинка к вершине перегорожена цепочкой, сидит служитель, отбирает разрешение, проверяет паспорта... Говорит, что гулять не больше часа. ОК.
Довольно крутая тропинка ведет к краю кратера, набор высоты небольшой — метров сто пятьдесят, но пару раз садимся отдохнуть, акклиматизации никакой...
Тот же служитель возвращает наш пропуск «на память». Спускаемся вниз, заходим подкрепиться бокалом вина, и до нас постепенно доходит, зачем придумана вся эта сложная процедура допуска на вулкан. Все «восходители» с документами: один экземпляр разрешения на вулкане, второй в офисе в столице... Если кто-нибудь отдаст Богу душу (горняшка, свалился, отравился газами...) — известно, кому и куда слать похоронку... Если бы об этом объявляли гласно, то число желающих могло бы и уменьшиться. 21 апреля, среда Пляжно-курортный отдых... 22 апреля, четверг Самолет был вечером, решили провести несколько часов в Loro Parque в Puerto de la Cruz. Час с небольшим по TF1 — TF2 — TF5, и мы у цели... Мы там уже были в 2000-м и решили посмотреть лучшие аттракционы: шоу дельфинов (лучше, чем в Сан-Диего!), «Планету пингвинов» (лучший в мире!) — и просто погулять по красивому парку, где много-много попугаев... К нашему восторгу в одном из ресторанчиков подавали шашлык, а мы все высматривали грузина с шашлыком на Playa de las Am?ricas! Короткий перелет, и мы в знакомом, давно нуждающемся в ремонте Tryp Diana Hotel (4*). Передохнули в баре — и спать... 23 апреля, пятница В аэропорту получили занятную машинку — Sitro?n Xsara. Наверное, мы несколько консервативны. Хотя она спокойно выходила на 180 км/ч, нас в ней многое раздражало: цифровой спидометр, сдуваемый боковым ветром высокий фюзеляж, низкая устойчивость в поворотах на высокой скорости. Это не дорожный крейсер, подходящий для пересечения континента, а нечто городское или годное для поездки на пикник за город километров на двадцать... На любителя... Впрочем, чемоданы в багажник влезли легко, и вот мы на autopista A3. В Taranc?n сворачиваем на Rd-N400, в Cuenca (оставили на следующую поездку — впереди дальний путь) переходим на Rd-N420, которая вскоре идет вдоль R?o Turia. Сосновые леса и красные скалы — чем?то похоже на Юту и Аризону. Всего полтораста километров — и мы у цели, в городе Teruel.
Этот небольшой городок знаменит образцами архитектуры в стиле mud?jar — соборы и башни построены арабами, которые жили здесь более трехсот лет после перехода города под власть королей Арагона. На Plaza del Torico стоит фонтан с крохотной фигуркой быка — символом города. Перед кафедральным собором выступали артисты бродячего театра, полгородка собралось поглазеть и послушать. Актеры с такой экспрессией и так громко декламировали (это напомнило нам «Лицедея» в «Табакерке»), что хотелось поскорее отойти подальше или укрыться под сводами собора.
La Catedral de Teruel, построенный из красного кирпича, отличается великолепной узорной кладкой, с вставками из белого камня, изразцами, арками и колоннами. Это не похоже ни на романский, ни на готический стиль... В интерьере чувствуется близость к Alhambra, но великолепный деревянный потолок уже из совсем другой архитектурной традиции...
В этом городке также увековечена история несчастной любви XIII века: юноше, слишком бедному, чтобы свататься за дочь состоятельных родителей, было поставлено условие: за пять лет стать обеспеченным человеком, а девушка подождет. Он разбогател, вернулся, но немного опоздал — и ее выдали замуж... Он умер от горя, она же умерла на его похоронах. Сейчас они похоронены вместе в Mausoleo de los Amantes, их мраморные руки соединились...
Этот городок имеет древнюю историю: его основали финикийцы, он был базой карфагенян, куда они привозили слонов и все необходимое во время I пунической войны. С тех славных времен ничего не сохранилось... Сегодня это крохотный белый городок с крутыми и узкими где улочками, где лесенками, взбирающимися все выше и выше к средневековому замку, построенному в конце XIII века тамплиерами, где была резиденция Pedro de Luna, арагонского кардинала, претендента на папскую тиару. Собор в Констанце не признал его папой, но он с этим не согласился... Мы не специалисты в истории Великой схизмы, на эту тему издано немало книг...
Окруженный с трех сторон морем, замок прекрасно сохранился, с его башен открываются виды на городок и бухту... Погулять часок-другой — приятное место. По той же A7 доехали до Барселоны, на въезде в город целый час толкались в пробке по Gran V?a de les Corts Catalanes. Особенно доставали мельтешащие бесчисленные двухколесные: мотороллеры, маленькие мотоциклы и прочие, названий которых мы не знаем... Доползли до своего отеля Ritz, радостно отдали ключи от машины — и в номер. Получасовой отдых, и мы идем гулять по городу. Такого столпотворения мы нигде не видели... Был день Св. Георгия, когда принято дарить дамам розы в память о спасении принцессы от дракона, эта традиция идет с XVIII века. Дама в ответ дарит книгу в память о Сервантесе, умершем в этот же день... На улицах толпы гуляющих, тысячи торговцев цветами и книгами, на которые огромные скидки... Углубились в старый город, на Carrer Ferran, ведущей к La Rambla, зашли в Vildsvin L’Antigua Taverna — уютные столики в переулке, в качестве copas y tapas взяли свежайших устриц с легким вином и решили, что перекусывать, а не ужинать — тоже неплохая идея. В порту свой памятник Колумбу, помпезный и неинтересный, нарядные круизные суда и толпы гуляющих. 24 апреля, суббота И снова на север по той же A7. Не доезжая французской границы, сворачиваем в городок Figueres — родину Сальвадора Дали.
От отеля за полчаса дошли до вековой стройплощадки. Собора еще не было видно, но над крышами торчали подъемные краны. И вот он, очередной европейский долгострой. Редко какой готический собор строили меньше ста лет, чаще от 300 до 700... и все из-за недофинансирования! Строительство начали в 1882 году, Антони Гауди принял руководство строительством через год после начала, но до его смерти в 1926-м проект не был завершен... По расчетам специалистов при существующем финансировании достроить могут, даст Бог, к 2050-му... Каталония — одна из самых богатых провинций Испании и, похоже, им просто не хватает Ю. Лужкова, чтобы правильно организовать строительство.
На стройку пускают. Впечатляющие колонны, уходящие ввысь и разветвляющиеся множеством арок... Гигантские витражи, полускрытые лесами — замысел грандиозен, да вот до воплощения доживем ли... Нужно командировать к ним Лужкова! Знаменитый дом “La Pedrera”, построенный Гауди, посмотрели только снаружи. Чтобы попасть внутрь, нужно было отстоять впечатляющую очередь (он довольно подробно снят в фильме «Профессия: репортер»). На той же Carrer de Proven?a нашли книжный магазин, где и купили «Фиесту» Э. Хемингуэя на испанском. Будем дальше учить язык... По пути в гостиницу посмотрели и другие здания этого архитектора...
Вечером опять погуляли по старому городу, поужинали в знакомом Vildsvin — в старинном подвале — ресторан, который порадовал отличной кухней. Погуляли в припортовой зоне и пошли в гостиницу, взяв при этом несколько восточнее, там все уже по?другому: мусульманские кварталы с арабским и негритянским населением, довольно грязно, и мы были явно чужими в этом районе. На стенах домов много надписей, сделанных с помощью штампа: одни предупреждают, что здесь грабят, другие призывают к свободе народа и смерти полиции — кто автор подобной самодеятельности, мы не знаем. Здесь нам не понравилось. С исторической и архитектурной точки зрения Барселона нам показалась малоинтересной, а надписи на каталонском языке мешали практиковаться в испанском. Языки родственные, и выходит путаница... Очередное проявление национализма — меню только на каталонском... 25 апреля, воскресенье Легкий завтрак, недолгие сборы, и мы едем в аэропорт. Ранним вечером уже дома. Copyright © 2004-2006 "Yuko-travel" - заметки путешественника Design & Programming © 2004-2006 Web-studio "Cherry-Design" |