Orphus

   заметки путешественника / дневники путешествий / Напишите нам письмоКарта сайтаSwitch to english  
Yuko-Travel.Ru

Новости
Дневники путешествий
Галерея фотографий
Статьи и рекомендации
Сокращения
О проекте
Гостевая книга

PDF-версия PDF-версия   версия для печати версия для печати    
Исландия (2007)
    



   20 июня, среда

Изрядно устав от грунтовых дорог накануне (20 часов «в седле»!), отложили очередную поездку в центр острова на следующий день. Вместо этого решили посмотреть водопады на севере. После завтрака погуляли по симпатичному городку, выпили отменный капучино в кофейне-кондитерской.

Утро в Akureyri
Утро в Akureyri Посмотреть большую версию
Akureyri
Akureyri Посмотреть большую версию

С противоположного берега фьорда Eyjafjörður открывается отличный вид на Akureyri, лежащий в его верховьях.

Akureyri (вид с восточного берега Eyjafjörður)
Akureyri (вид с восточного берега Eyjafjörður) Посмотреть большую версию
Eyjafjörður
Eyjafjörður Посмотреть большую версию

Наш путь — на восток по кольцевому Hwy1, полсотни километров до вчерашней реки Skajálandafljót. Пошли посмотреть Goðafoss.

Водопад невысокий (12 м), но мощный, река низвергается тремя белоснежными струями в озерцо с сине-зеленой водой. Сюда после принятия христианства сбросили фигуры языческих богов, отсюда и его название — Водопад богов.

Goðafoss
Goðafoss Посмотреть большую версию
Вид на Lónsós
Вид на Lónsós Посмотреть большую версию

Через 13 км свернули на север на Hwy 85. Через 47 км на берегу залива Skjálfandi стоит симпатичный городок Húsavík, откуда небольшие суда возят туристов посмотреть китов. Это в наши планы не входило.

Обогнув полуостров Tjörnes, остановились на высоком берегу Öxafjörður у птичьих базаров. Похоже, здесь гнездятся только глупыши, открывается также красивый вид на бухточку Lónsós.

Hafragilsfoss
Hafragilsfoss Посмотреть большую версию
У водопадов
У водопадов Посмотреть большую версию

Еще 26 км, и мы на берегу большой реки Jökulsá á Fjöllum, берущей начало у Vatnajökull — самого большого ледового купола в Европе (8 100 км2). Каньон промыт в отложениях вулканического пепла, мутная вода почти черного цвета низвергается водопадами с базальтовых ступеней. Поехали вверх по правому берегу по гравийной Rd864 — довольно много встречных машин, поднимающих облака пыли. С закрытыми окнами ехать жарко, с открытыми пыльно — только успевай крутить ручку стеклоподъемника.

Dettifoss
Dettifoss Посмотреть большую версию
Dettifoss
Dettifoss Посмотреть большую версию

Первый водопад — Hafragilsfoss — высотой 27 м, шириной 90 м, но бóльшая часть воды низвергается в восточной трети. Выветренная лава на высоком берегу поросла уже знакомыми нам цветами: смолёвками и дриадами. Просто удивительно, как они выносят такой сильный ветер!

Selfoss
Selfoss Посмотреть большую версию
В паре километров выше по течению Dettifoss — самый высокий на этой реке и самый мощный в Европе водопад. Потоки темной воды обрушиваются с высоты 44 м, поднимая облака водяной пыли, оживляющей зеленеющие склоны ущелья.

Вверх идет тропа к невысокому (10 м), но очень широкому водопаду Selfoss. Река над ним широко растекается, основной расход воды приходится на верховья каньона, но еще несколько сот метров с его базальтовых стен низвергаются довольно мощные потоки.

Еще 35 км гравийки, и мы снова на кольцевом Hwy1, по которому столько же до деревни Reykjahlið на озере Mývatn — конечной точки в этот день. Ветер метет через дорогу поземку желтого песка. Вот и поворот на юг на F88, нам туда завтра, остановились почитать про Herðubreið NR, через который предстоит ехать. Около стенда лежал велосипед, куда отправился его владелец?

Кратерное озеро Víti
Кратерное озеро Víti Посмотреть большую версию
Геотермальная электростанция Krafla
Геотермальная электростанция Krafla Посмотреть большую версию

По пути свернули посмотреть озеро на дне вулканического кратера Víti, возникшего в результате извержения вулкана Krafla 17 мая 1724 г. — первого, отмеченного в исторических источниках, которое длилось около пяти лет. Строительство геотермальной электростанции началось в 1974 г., но из-за усилившейся вулканической активности в 1979—1984 гг. проектная мощность 60 МВт была достигнута только в 1998 г. Зашли в информационный центр неподалеку от отеля узнать состояние дорог на завтра. С интересом узнали, что грунтовые дороги F26, F752, F821, F881, по их мнению, еще непроходимы — на это указывала штриховка на вывешенной карте. Сообщили рейнджерам, что накануне успешно прошли с юга на север F26, похоже, мы были первыми... Расспросы показали, что их больше волновали не с таким трудом взятые снежные склоны, а брод через Jökuldalsá. По их мнению, реки, которые нам предстоит форсировать на следующий день преодолеть гораздо проще.

Такие сведения придают уверенность в завтрашнем дне. Уставшие накануне, легли спать рано.


   21 июня, четверг

Утром объехали вокруг озера Mývatn (Комариное), в воде и по берегам множество водоплавающих птиц. Лебеди-кликуны, серые гуси, утки: кряквы и хохлатые чернети (Skúfönd, Tufted duck, Aythya fuligula), кулики: большие веретенники (Jaðrakan, Black-tailed godwit, Limosa limosa), кулики-сороки (Tjaldur, Oystercatcher, Haemotopus ostralegus), плавунчики (Oðinshani, Red-necked phalarope, Phalaropus lobatus), травники (Stelkur, Redshank, Tringa totanus).

Травник
Травник Посмотреть большую версию
Серые гуси
Серые гуси Посмотреть большую версию

Только выйдешь из машины, птицы или взлетают, или с плеском бросаются в воду и отплывают на безопасное расстояние. На верхушках кустов часто можно увидеть дроздов-белобровиков (Skógarpröstur, Redwing, Turdus iliakus).

Хохлатая чернеть
Хохлатая чернеть Посмотреть большую версию
Дрозд-белобровик
Дрозд-белобровик Посмотреть большую версию

Застывшая лава образует странные фигуры. В безветренных местах озеро оправдывает свое название. Вернулись в поселок Reykjahlið дозаправить машину перед выездом в горы.

Mývatn
Mývatn Посмотреть большую версию
Берега Mývatn
Берега Mývatn Посмотреть большую версию

По Hwy1 вернулись к F88, велосипед все еще здесь... В наши планы входило посмотреть кратерное озеро Öskjuvatn и ледовый грот Kverkfjöll. Отличная грунтовая дорога проложена по левому берегу Jökulsá á Fjöllum, то уходя в сторону, то приближаясь к руслу реки. Хоть это и горная пустыня Ódáðahraun, вдоль реки много травы и кустарника ивы филиколистной (Gulvíðir, Tea-leaved willow, Salix phylicifolia). Все на юг, все выше в горы.

Ива филиколистная на берегу Jökulsá á Fjöllum
Ива филиколистная на берегу Jökulsá á Fjöllum Посмотреть большую версию
Водопад на Grafarlandaá
Водопад на Grafarlandaá Посмотреть большую версию

После несложного брода через приток Grafarlandaá чуть ниже маленького симпатичного водопада дорога становится уже и хуже. Черные равнины чередуются с холмами вулканического песка и лавовыми полями. Небо все ниже, справа — господствующая вершина Herðubreið (1682 м) в пелене дождя.

Herðubreið (1682 м) в пелене дождя
Herðubreið (1682 м) в пелене дождя Посмотреть большую версию
Лавовые поля
Лавовые поля Посмотреть большую версию

Вскоре после спокойного брода через очередной приток Lindaá заморосил дождь. Увидев машущего руками человека, остановились около приюта Herðubreiðarlindir. Женщина-рейнджер узнала, куда мы едем, и попросила взять попутчицу. Нет проблем! Американка из окрестностей Нью-Йорка собралась объехать за три недели на велосипеде вокруг острова, а также посмотреть что-то в стороне от кольцевой дороги. Девушка бросила железного коня на обочине (мы его видели!), на попутке добралась до приюта, где и ждала оказии. Да, дороги в центре Исландии не слишком подходят для велосипеда...

Свернули на запад на F910, 11 км и мы у приюта Drekagil (Ущелье дракона), дальше дорога закрыта, но нам туда и не надо. Сворачиваем на дорогу, огибающую озеро Öskjuvatn с севера, еще минут двадцать и мы на парковке, откуда уже пешком.

Öskjuvatn
Öskjuvatn Посмотреть большую версию
Öskjuvatn
Öskjuvatn Посмотреть большую версию

Попутчица вышла, поблагодарив и деликатно забрав свой багаж. Мы же направились к озеру, образовавшемуся после катастрофического извержения вулкана Askja, начавшегося 29 марта 1875 г. и продолжавшегося около 30 лет. Выпавший на востоке страны пепел привел к гибели скота, оставив тысячи людей без средств к существованию, пятая часть населения острова эмигрировала в Канаду и США. Последнее извержение было в 1961 г.

Öskjuvatn
Öskjuvatn Посмотреть большую версию
Кратерное озеро Víti
Кратерное озеро Víti Посмотреть большую версию

Пологие гряды пирокластических отложений пересекаются заваленными снегом распадками, порой над черными холмами поднимается пар, чуть глубже земля еще горячая — это испаряется дождевая вода. Чем ближе к озеру, тем больше снега...

Горячая земля
Горячая земля Посмотреть большую версию
Озеро Öskjuvatn (11 км2, 1050 м над уровнем моря, глубина 217 м — самое глубокое в Исландии) еще не полностью вскрылось: по отражениям заснеженных гор и облаков плывут льдины. Тут же открывается вид на кратерное озеро Víti, возникшее во время того же извержения.

Погуляв по-над озером, пошли обратно, в это время появилась наша спутница, решившая не нарушать нашего уединения. Пока мы сменили промокшую под дождем одежду и обувь, она вернулась, и мы предложили подбросить ее до приюта Drekagil — ей на север к своему велосипеду, нам на восток.

Пошли на восток по F910 и через 20 км пересекли Jökulsá á Fjöllum — мощный поток мутной черной воды, с шумом несшийся под мостом. Вот и поворот на F902, ведущую к ледовым гротам. По ней 45 км черной дороги, петляющей среди черных холмов вулканического пепла (ассоциации с Мордором неизбежны!), до приюта Sigurðarskali, откуда можно проехать еще ~8 км.

Jökulsá á Fjöllum
Jökulsá á Fjöllum Посмотреть большую версию
Kverkjökull
Kverkjökull Посмотреть большую версию

Недолгая прогулка по моренным валам, и вот он, один из истоков реки Jökulsá á Fjöllum — горячий источник топит ледник Kverkjökull, образуя впечатляющий тоннель, теряющийся во мраке. Забираться внутрь не рекомендуют, со свода регулярно падают глыбы льда.

Ледовый грот Kverkfjöll
Ледовый грот Kverkfjöll Посмотреть большую версию
У истоков Jökulsá á Fjöllum
У истоков Jökulsá á Fjöllum Посмотреть большую версию

В полутора часах хода можно посмотреть верхние ледовые пещеры, но довольно сильный дождь и вычитанный в Lonely Planet комментарий: “The caves here are larger then the lower ones — 2.5km long — but they aren’t quite as impressive” — побудили нас воздержаться от дальнейших похождений.

Дорога F910
Дорога F910 Посмотреть большую версию
Мордор?
Мордор? Посмотреть большую версию

Вернулись на F910, дорога петляет по желтому песку среди застывших потоков черной лавы. Грунт после дождя довольно плотный, и никаких песчаных бурь! Мост через Kreppa — бурный правый приток Jökulsá á Fjöllum с такой же черной мутной водой.

Вулканическое плато
Вулканическое плато Посмотреть большую версию
Мост через Kreppa
Мост через Kreppa Посмотреть большую версию

Около Brú свернули на гравийную Rd923, идущую высоко над долиной реки Jökulsá á Dal, по которой через 31 км доехали до кольцевой. Еще 57 км и мы в Egilsstaðir — небольшом городке на берегу Lögurinn — озера, образованного разлившейся рекой Lagarfljót. До моря недалеко, уклон небольшой, и на озере наблюдаются приливы и отливы.

Ресторан в нашей гостинице Icelandir уже закрыт, успеваем попасть в кафе при бензоколонке через дорогу за 15 минут до закрытия кухни. Лосось, правда, уже, закончился, отдали должное местной баранине — просто великолепно!


   Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5
Заметки путешественника
    Количество просмотров: 247 (+1)   Copyright © 2004-2019 Yuko-Travel.Ru
Design © 2004-2019 Studio "Cherry-Design"