Orphus

   заметки путешественника / дневники путешествий / Напишите нам письмоКарта сайтаSwitch to english  
Yuko-Travel.Ru

Новости
Дневники путешествий
Галерея фотографий
Статьи и рекомендации
Сокращения
О проекте
Гостевая книга

PDF-версия PDF-версия   версия для печати версия для печати    
Исландия (2007)
    



   18 июня, понедельник

С юга в залив Ísafjarðardjúp впадает семь фьордов, и Hwy61 почти везде идет вдоль берега. Заснеженные горы в верховьях фьордов отражаются в зеркале воды, на севере, на другом берегу залива, просматривается край ледового купола Drangajökull.

Верховья Hestfjörður
Верховья Hestfjörður Посмотреть большую версию
Залив Ísafjarðardjúp
Залив Ísafjarðardjúp Посмотреть большую версию

По берегам пасутся овцы, много серых гусей и крякв (Stokkönd, Mallard, Anas platyrhynchos), и те и другие с выводками птенцов. Довольно много полярной березки (Fjalldrapi, Dwarf birch, Betula nana), раньше она нам не встречалась.

Серые гуси
Серые гуси Посмотреть большую версию
и их отставший птенец
и их отставший птенец Посмотреть большую версию

Недалеко от мыса Hvítanes стоит хорошо сохранившаяся ферма Litlibær, построенная в 1895 г. Крытый дерном небольшой дом и луг вокруг него огорожены стеной из камней, полагаем, чтобы уберечь сенокос от овец.

Овцы на берегу фьорда
Овцы на берегу фьорда Посмотреть большую версию
Litlibær
Litlibær Посмотреть большую версию

Обогнув самый восточный из фьордов Ísafjörður, дорога по долине речушки Bæjardalsá втягивается в горы. Полуостров на крайнем северо-западе страны практически не населен, дорога к Steingrímsfjörður проложена через гористый перешеек. В горах много снега, русла ручьев забиты снежными глыбами, озера вскрылись ото льда только наполовину — весна!

Весна
Весна Посмотреть большую версию
Невскрывшиеся озера
Невскрывшиеся озера Посмотреть большую версию

Дальше дорога идет по западному берегу залива Húnafló, огибая впадающие в него фьорды. На берегах много плавника, во многих местах его собирают, сортируя по размеру. Эти бревна были вынесены в океан сибирскими реками, несколько лет дрейфовали с арктическими льдами и были выброшены на берег Восточно-Гренландским течением.

Плавник на берегу Húnafló
Плавник на берегу Húnafló Посмотреть большую версию
Спуск к Hrútafjörður
Спуск к Hrútafjörður Посмотреть большую версию

В верховьях фьорда Hrútafjörður свернули на кольцевой Hwy1, который сначала идет вдоль того же фьорда, но уже по восточному берегу. Дальше дорога сворачивает на северо-восток к Blönduós, оставляя слева и вдающиеся в море полуострова, и прибрежные низины.

Hotel Tindastóll
Hotel Tindastóll Посмотреть большую версию
Городок стоит на берегу широкого фьорда Húnafjörður (Медвежий). Сюда из Арктики то же течение изредка приносит белых медведей, которых отстреливают местные фермеры, оберегающие своих овец.

В Blönduós, по мнению исландской турфирмы, нормальных гостиниц нет. По ее рекомендации, сделали крюк в полсотни километров (благо день был нетяжелый — от Ísafjörður до Blönduós всего 429 км), чтобы остановиться в Hotel Tindastóll в Sauðárkrókur. Вопреки 3* на фасаде отеля (не тянет!) ему приписывают все 4*...

Церковь в Sauðárkrókur
Церковь в Sauðárkrókur Посмотреть большую версию
Симпатичный номер с вполне приличной сантехникой, только горячая вода сильно пахнет сероводородом... Отель скрипит при каждом шаге или открывании дверей. Как и в других деревянных гостиницах, где нам доводилось останавливаться, слышимость просто великолепная! Кажется, что говорят у тебя под дверью... Хорошо тем, кто крепко спит. В полночь нас разбудили прибывшие поздно постояльцы, думаю, и они были счастливы слышать наши сборы и отъезд в 5:30...

В этом крохотном деревянном отеле, построенном в XIX в., во время Второй мировой войны останавливалась Марлен Дитрих, приезжавшая развлечь стоявшие на острове британские войска.

Красивая деревянная церковь (XIX в.), Ólafshús и Kaffi Krókur — пара симпатичных ресторанчиков, расположенных один напротив другого, вот и все его достопримечательности... В последнем было замечательное карпаччо из китового мяса.


   19 июня, вторник

Выехали рано, без завтрака, на юг по Hwy75. Сначала дорога идет по долине Vestarí-Heraðs, над которой сильнейший туман. Через некоторое время дорога пошла вверх, туман остался внизу, и мы быстро доехали до кольцевой, по которой на запад 24 км до нашего поворота на Rd731. Через 4 км за мостом через речку Blanda, свернули на юг на Rd732. Дорога идет вверх по долине реки, вокруг высокая трава, фермы и лесопосадки.

В среднем течении Blanda текущая с ледового купола Hofsjökull перекрыта плотинами. Из образовавшегося водохранилища Blöndulón площадью 57 км2 вода через цепь каналов и резервуаров подается на находящуюся в 24 км электростанцию. Падая с высоты 287 м, вода вращает три турбины мощностью по 50 МВт, находящиеся под землей на глубине более 200 м.

Kjalvegur
Kjalvegur Посмотреть большую версию
Langjökull
Langjökull Посмотреть большую версию

Дорога становится F35, называемой Kjalvegur или Kjölur, высокая трава сменяется горной тундрой, много серых гусей. Тундра переходит в каменистую пустыню, местами дорога петляет среди лавовых полей. Купы крохотных розовых цветов смолёвки бесстебельной (Lambargas, Moss campion, Silene acaulis) и белых, не имеющих русского названия (Melablóm, Northern rock-cress, Cordaminopsis petraea), оживляют пейзаж. Слева ледовый купол Hofsjökull, прикрытый облаками, справа — сверкающий на солнце Langjökull.

Hvítárvatn
Hvítárvatn Посмотреть большую версию
Hvítárvatn
Hvítárvatn Посмотреть большую версию

Вскоре после невыраженного водораздела открывается вид на озеро Hvítárvatn, питаемое ледником Norðurjökull.

Гора Bláfell (1204 м)
Гора Bláfell (1204 м) Посмотреть большую версию
Свернули на дорогу на Hvítárnes и правильно сделали: хоть подъехать к озеру и нельзя — забор, запертые ворота, но можно довольно близко подойти — через забор есть лесенка.

Ледник стекает в озеро, отвалившиеся глыбы образуют небольшие айсберги, по берегу озера бегает песец (Fjellrev, Arctic fox, Alopex lagopus). Пока ходили к озеру, сдуло облака со стоящей особняком горы Bláfell (1204 м).

На последних километрах перед Gullfoss появляется асфальт. На F35 не встретили ни одной машины, только вылетевший с грунтовки Hyindai Santa Fe: порванные покрышки, сработавшие подушки безопасности... Эта дорога легко проходима на легковой машине (проверено на Nissan Almera в 2000 г.).

Gullfoss (нижняя ступень)
Gullfoss (нижняя ступень) Посмотреть большую версию
Gullfoss (верхняя ступень)
Gullfoss (верхняя ступень) Посмотреть большую версию

В Visitor Center позавтракали традиционным исландским супом из баранины с овощами — потрясающе вкусно! Еще одна прогулка к водопаду Gullfoss — в солнечную погоду он смотрится великолепно.

Gullfoss (верхняя ступень)
Gullfoss (верхняя ступень) Посмотреть большую версию
Gullfoss
Gullfoss Посмотреть большую версию

Несколько километров по Hwy35, далее около 40 км до Rd32E, идущей вверх по долине реки Þiórsá. Справа — заснеженная вершина действующего вулкана Hekla (1491 м), его высота меняется от извержения к извержению, последнее было в 2000 г. Вскоре гора скрылась в облаках, оправдывая свое название «в капюшоне».

Вулкан Hekla (1491 м)
Вулкан Hekla (1491 м) Посмотреть большую версию
Вулкан Hekla за рекой Þiórsá
Вулкан Hekla за рекой Þiórsá Посмотреть большую версию

Невысокий, но полноводный в это время года водопад Hjálparfoss находится совсем близко от дороги, и его стоит посмотреть. Река Fossá (Водопадная) разделяется островком на два потока, которые падают в небольшое озеро в окружении базальтовых скал.

Hjálparfoss
Hjálparfoss Посмотреть большую версию
Hjálparfoss
Hjálparfoss Посмотреть большую версию

Не доезжая до моста через Þiórsá, свернули с востока на уже знакомую с пятницы служебную дорогу вдоль ЛЭП, десять минут езды и вот он Háifoss. Оба рукава реки Fossá, подтверждая ее название, низвергаются высокими (122 м) водопадами. Погода солнечная, над водопадами горит радуга. Водяная пыль оседает на скалах, давая жизнь ярко-зеленому мху. Не зря мы хотели его увидеть!

Háifoss
Háifoss Посмотреть большую версию
Горы южнее Langjökull
Горы южнее Langjökull Посмотреть большую версию

Стоит отметить, что о водопадах реки Fossá наши книги также не упоминают.

В этот день мы планировали ночевать в Akureyri на севере острова, куда планировали попасть по грунтовым дорогам: F26 — F752 — F881 — F821, и далее по гравийке Rd821 и асфальтированному Hwy829. Расстояние умеренное (264 км, из них 224 км грунтовки), время еще не позднее, светло круглые сутки, надеялись к 10 вечера быть на месте.

Sprengisandur (F26) петляет среди каменистой пустыни, ледовый купол Langjökull и заснеженные горы на западе оживляют лунный пейзаж. Справа появляется большое водохранилище Þórisvatn (82 км2), питающее расположенные ниже по течению электростанции. Дальше дорога становится хуже, местами ее размыли талые воды, на некоторых участках прошедший недавно паводок смыл вешки и уничтожил любые ее следы. Ехали по долине, объезжая крупные камни и следя за берегами, не надо ли свернуть на один из них. Дорога пересекает четыре невысокие холмистые гряды: Þveralda, Hnöttóttaalda, Skrokkalda и Kistualda.

Hofsjökull
Hofsjökull Посмотреть большую версию
Þverölduvatn
Þverölduvatn Посмотреть большую версию

С первой из них открывается отличный вид на ледники, стекающие с ледового купола Hofsjökull, а с берега лежащего у его подножия темно-синего озера Þverölduvatn — на потухшие вулканы Nyrðri-Háganga (1278 м) и Syðri-Háganga (1284 м) на фоне Vatnajökull.

Черные камни разной величины вперемешку с мелким вулканическим песком (или пеплом?), тоже черным. Когда песок пропитан талой водой, машина начинает вязнуть, оставляя глубокие колеи. К водоемам лучше близко не подъезжать — есть немало шансов застрять в зыбком грунте. Решив объехать впечатляющую лужу, залившую дорогу, застряли — выбирались на понижающей с блокировкой дифференциала...

Перевалили Hnöttóttaalda (742 м), пересекли вброд неглубокую речку Svartá, вот и последняя из обозначенных гряд — Kistualda (682 м). Характер дороги остается прежним — все то же петляние среди каменистых холмов...

Довольно крутой склон еще завален снегом, ниже большая лужа талой воды, дорога идет туда... В снегу колея, по которой текут ручьи. Идем на понижающей, вязнем все глубже, нет, не вытянуть на летней резине! Решаем подниматься не в лоб, а траверсируя снежный склон — нагрузка меньше. Увы, прошли только полпути... Задний ход, и с разгончику! Удар, еще удар! С шестой попытки снежник преодолен, и мы на склоне холма из вулканического пепла, присыпанного камешками. На понижающей доползли до дороги, оставляя позади глубокую колею, быстро наполняющуюся водой.

Трудный подъем
Трудный подъем Посмотреть большую версию
Брод через Jökuldalsá
Брод через Jökuldalsá Посмотреть большую версию

Переправа через Jökuldalsá (Nýadalsá) — довольно широкую речку. Бóльшую часть брода можно проехать по галечным отмелям — вода прозрачная, они хорошо видны. Относительно глубоко только у высокого правого берега. Nissan Almera в 2000‑м здесь еле прополз — вода попала даже на капот... То ли дело Landrover Defender!

Около приюта Nýidalur встретили двух молодых немцев — один босой и без брюк, говорит по-английски, другой одет нормально, но владеет только своим родным языком. Они еще были под впечатлением от переправы. Педантичные немцы, следуя инструкции, промерили брод пешком, и не успели полностью переодеться к нашему приезду. Это их следы мы видели на снежнике, они смогли пройти напрямик — резина у их грузовичка гораздо шире... Позабавили их вопросы:

— Есть ли у вас буксировочная веревка?

— Нет, да и кто здесь вытащит?

— Как быть, если застрянешь?

— Плохо...

— Вы видели человека с альпенштоком и рюкзаком?

— Да, он идет от Mývatn...

Впечатлительные немцы, как и мы, не ожидавшие встретить в этой глуши одинокого путника, даже сфотографировались с ним на память.

Пожелав друг другу удачи, мы поехали, а они остались, решив переночевать на приюте.

Hofsjökull
Hofsjökull Посмотреть большую версию
Простая переправа через Hagakvísl — приток той же речки, еще ~14 км по Sprengisandur — горной пустыне из пепла и камней между ледовыми куполами Hofsjökull и Tungnafellsjökull, и вот развилка с F752.

Тяжелая грунтовая дорога, быстрее 20 км/ч ехать удается нечасто. Брод через Bergvatnskvísl не вызвал сомнений. Правда, паводок смыл всякие следы дороги на другом берегу. Глубина умеренная, течение несильное... Почти у самого берега становится глубже, машина останавливается и глохнет. Задний ход — ни с места! Блокировка дифференциала — сдвинулись на пару метров... Пришлось открыть водительскую дверь (ниже по течению), вода на уровне порога, и просмотреть дальнейший путь. Все ясно — у берега большие подводные камни, их нам не преодолеть. Ниже по течению их, кажется, нет... Задний ход к середине потока, и вниз по течению... Очередная попытка выбраться на берег оказалась успешной.

Распространенный знак
Распространенный знак Посмотреть большую версию
Дорога петляет среди холмов из камня и пепла, слева снежные склоны Hofsjökull. Вот и перекресток, нам на F881, еще 5 км — и мы на долгожданной F821.

Местность повышается: много снега и луж, скорее озер, талой воды, порой затапливающих дорогу. Главное не уйти в сторону — вне дороги грунт совсем ненадежный, нужно идти от вешки к вешке. Узкая V‑образная долина, снег на обоих берегах лужи длиной в шесть вешек (полагаем, 300 м). Впечатляет! Ну, с Богом! Машина медленно ползет на понижающей, глубина умеренная, но впереди поднятая нами волна высотой 10—15 см... За третьей вешкой машина неожиданно пошла вглубь, как подводная лодка при срочном погружении! Экстренная остановка, и задним ходом на мелководье — скоро должна вернуться волна... Здесь нам не проехать!

Задним ходом вернулись на сушу и поехали в объезд по береговым холмам, объезжая большие камни и увязая в раскисшем пепле... Стоп! Дальше пути не видно, нужна пешая разведка, она оказалась недолгой. Через десять минут стало ясно, что объехать это препятствие можно, но за ним очередная залитая водой долина: склоны круче, озеро гораздо длиннее — ни по дну, ни по берегу не проехать... А вдруг? И что дальше? Дальше узкая долина текущей на север реки Eyjafjarðará, и река, и дорога наверняка завалены снегом, надо возвращаться.

Развернуться на раскисшем склоне среди больших валунов оказалось непросто: и понижающая, и блокировка дифференциала, и подсказки штурмана. В какой-то момент даже показалось, что засели намертво. Но, Господь милостив, и мы сумели выбраться.

Мы были первыми, кто пытался проехать здесь в этом году. Сомнительная честь, учитывая, что ни людей, ни машин здесь нет вовсе, а мобильная связь в такой глуши тоже не работает... Емкая русская пословица говорит: «Чем круче джип, тем дальше пилить за трактором!» В нашем случае это было бы ~20 км с бродом трех речек до приюта Laugafell. Есть ли там связь, не знаем, если нет, то еще 50 км до приюта Nýidalur, где уже есть какой-то шанс встретить людей. Межсезонье... В июле людей здесь гораздо больше.

Вернулись к развилке с F881 — короткому пути к F26, ведущей на север, но уже через несколько минут подъехали к крутому снежнику, под который и уходила наша дорога... Разворот! Очередной перекресток, что там на F752? Через километр остановились на участке раскисшего пепла в надежде найти следы машин... Увы, эту дорогу тоже еще никто не обновил! Значит, еще 31 км тяжелой грунтовки до F26… Уже знакомый брод через Bergvatnskvísl показался совсем простым. Правильно сказано: «Не зная броду, не суйся в воду!»

День погас, ночи нет, светлые сумерки, когда видно уже плохо, а от фар проку еще нет. До деревушки Mýri еще 77 км грунтовки, дорога то приличная, можно разогнаться до 40 км/ч, то размыта вешними водами, и еле ползешь... Бóльшая часть пути проходит высоко над рекой Skajálandafljót, текущей в глубокой долине. Неожиданно было увидеть среди холмов вулканического песка пасущихся овец — скоро обжитые места. От Mýri 43 км гравийки, которая нам показалась автобаном, а дальше еще каких-то 50 км асфальтированной кольцевой, и мы в Akureyri!

Приехали в свой Hotel Kea к двум часам ночи... Поужинали чипсами из мини-бара, запивая отменным вином из duty free…


   Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5
Заметки путешественника
    Количество просмотров: 238 (+1)   Copyright © 2004-2019 Yuko-Travel.Ru
Design © 2004-2019 Studio "Cherry-Design"