Orphus

   заметки путешественника / дневники путешествий / Напишите нам письмоКарта сайтаSwitch to english  
Yuko-Travel.Ru

Новости
Дневники путешествий
Галерея фотографий
Статьи и рекомендации
Сокращения
О проекте
Гостевая книга

PDF-версия PDF-версия   версия для печати версия для печати    
Исландия (2007)
В феврале дни стали длиннее, приближается лето... Куда податься? Выбор пал на Исландию, остров посреди Атлантики, бóльшую часть которого занимают вулканические поля и ледники.     




Исландия — страна малонаселенная: всего 288 000 человек живет на втором по площади (103 000 км2) острове Европы, причем две трети — в столице и пригородах.

Алфавит состоит из 32 букв на основе латиницы: отсутствуют C, W и Z, зато есть 9 дополнительных букв. Многие исландцы говорят по-английски, но знание правил чтения необходимо для произношения топонимов: Snæfellsness звучит Снайфедльснесс, Gullfoss — Гудльфосс, а не Галфосс. Сходство с английскими словами также бывает обманчиво: «gull», например, не «чайка», а «золото», то есть Gullfoss — Золотой водопад.


   Подготовка

Заказали через Amazon книги: Iceland (Paul Harding & Joe Bindloss, Lonely Planet), The rough guide to Iceland (David Leffman & James Proctor, Rough guides), и карты: масштаба 1:600,000 (Globetrotter travel map) и 1:400,000 (Freytag & Berndt road map). В обеих книгах почти ничего не пишут о местах, куда нет экскурсий и куда не ходят автобусы. Карты дополняют друг друга, на них также можно найти забытые книгами водопады, хотя не все из них заслуживают отклонения от маршрута. Водопадов в Исландии великое множество, нет смысла даже пытаться посмотреть все «фоссы» и «фоссики». Уже по возвращении нашли полезные сайты: Центра по туризму Исландии и прекрасные описания путешествий по стране.

Кроме путеводителей стоит перечитать исландские саги и прочесть что-либо Халлдора Лакснесса — местного писателя, лауреата Нобелевской премии. Также заслуживает внимания «Отшельник Атлантики» Геннадия Фиша, посетившего страну в 1961 г., она с тех пор несильно изменилась.

Путешествовать решили на арендованном автомобиле. Бóльшая часть дорог гравийные или грунтовые, даже на главной магистрали, огибающей остров, встречаются участки без твердого покрытия, мосты через многочисленные ручьи и реки, как правило, однорядные, о чем предупреждают знаки.

Внутренняя часть страны представляет собой вулканические пустыни, разделенные ледовыми куполами и пересекаемые текущими с них реками. Лавовые поля, гряды из вулканического пепла и камней, местами глубокий песок, броды через ручьи и речки. Прокатные конторы запрещают путешествовать по грунтовым F‑roads, проложенным через Interior, поскольку страховые компании отказываются покрывать полученный там ущерб.

Решили взять Hummer. В 2000 г. их аренду активно рекламировали, увы, ни по электронной почте, ни по телефону, указанным в проспекте, контакт установить не удалось. Исландские партнеры «Содиса» также утверждали, что найти можно только Hummer-2, который, хоть и похож внешне, с технической точки зрения не имеет ничего общего, это просто замаскировавшийся Chevrolet Suburban, впрочем, тоже неплохой внедорожник. Вот только цена за этого «ряженого» составила бы ~70 % стоимости путешествия. Но нам же нужна машина для езды по бездорожью, а не повыпендриваться! Забронировали через Интернет 9‑местный Landrover Defender, получилось почти в три раза дешевле...

Выделили на поездку 11 дней, включая два дня на перелеты, что немало для такой небольшой страны. Детальное рассмотрение показало, что и немного: береговая линия изрезана фьордами, что очень красиво, но расстояния выходят приличные, да и грунтовые дороги внутренней части страны не располагают к быстрой езде. Перво-наперво определились, чего мы делать не будем. Отказались от одно-двухдневных экскурсий на Гренландию, от наблюдения за китами и от посещения лавовых тоннелей. Гренландия заслуживает отдельной поездки, китов лучше смотреть на Аляске, лавовые трубы мы уже видели в Craters of the Moon NM (США).

Вырисовался следующий маршрут: Рейкьявик (кольцо по юго-западу острова) — полуостров Snæfellsness — Западные фьорды — пересечение острова с севера на юг и обратно по F-roads — Akureyri — озеро Öskjuvatn и ледовый грот Kverkfjöll — озеро Mývatn и водопады севера — Восточные фьорды — ледниковая лагуна Jökulsárlón и водопады юга — Рейкьявик.


   14 июня, четверг

Из Шереметьево вылетели рейсом Аэрофлота, который оказался совмещенным с SAS. Скандинавы предложили закусить  какими-то бутербродами за наши деньги, от чего мы легко отказались. На пересадке в Копенгагене сделали запасы вина и коньяка, а в местном ресторанчике отдали должное прекрасно приготовленному лососю. Еще 3 часа полета Islandair, и мы в Исландии. В аэропорту Рейкьявика кабинки пограничного контроля закрыты, их устраивает его прохождение в Копенгагене.

В банкомате обзавелись местными кронами. Эта предусмотрительность оказалась излишней: за такси до Radisson SAS расплатились картой, в дальнейшем мы поняли, что наличные в Исландии нужны крайне редко, страна перешла на пластик. В популярных туристических местах также готовы принимать доллары, евро и фунты...


   15 июня, пятница

На всех картах с часовыми поясами Исландию располагают в одном поясе с Великобританией и Португалией (–3 часа относительно Москвы). Это справедливо зимой. Поскольку исландцы игнорируют переход многих стран на летнее время (полярный день), для путешествующих летом разница составляет 4 часа.

Улицы Рейкьявика
Улицы Рейкьявика Посмотреть большую версию
Улицы Рейкьявика
Улицы Рейкьявика Посмотреть большую версию

Проснулись поздно по Москве и рано по местному времени. Пришли к открытию ресторана в 6:00, увы, так рано в Исландии завтрак подают нечасто.

Hallgrímskirkja
Hallgrímskirkja Посмотреть большую версию
В 7:00 пошли гулять по городу, рассчитывая к 8:00 дойти до конторы по прокату автомобилей. По улицам разъезжают крохотные уборочные машины, среди которых невиданные в Москве автомобили-пылесосы. В Исландии, похоже, не любят собак: запрещающие знаки висят повсеместно.

В конце улицы Skólavörðustigur увидели церковь Hallgrímskirkja, доминирующую над городом. Ее строительство было начато в 1940-м и заняло 34 года, что для Европы очень неплохо. Например, Temple de la Sagrada Família в Барселоне заложили в 1882 г. и надеются завершить к 2050-му, собор Св. Витта в Праге строили почти 600 лет... Вертикали бетонных колонн по сторонам 75‑метровой башни подобны кристаллам вулканического базальта. Перед церковью стоит памятник Leifur Eiríksson — первооткрывателю Америки с боевым топором в руке и мечом у пояса...

Нам достался дизельный Landrover Defender зеленого цвета без кондиционера, хотя при бронировании на наш вопрос: “Is this car equipped with air conditioner?” нам уверенно обещали: “Yes, it is.”

Собак здесь не любят
Собак здесь не любят Посмотреть большую версию
Hallgrímskirkja
Hallgrímskirkja Посмотреть большую версию
Leifur Eiríksson
Leifur Eiríksson Посмотреть большую версию

По Hwy36 меньше часа езды до Þingvellir (Равнина собраний) — рифтовой долины шириной 4 км, образовавшейся в результате расхождения Северо-Американской и Евразийской континентальных плит. Это было место альтинга — скорее не парламента, а всеобщего схода исландцев. Сюда на две недели собирались главы кланов со всей страны, здесь же в напоминание собравшимся читался свод законов, голос оратора отражался 40-метровой базальтовой стеной, ограничивающей долину с запада. Здесь вершилось правосудие, разрешались распри, деятельность этого старейшего в Европе демократического института подробно описана в сагах.

Þingvallavatn
Þingvallavatn Посмотреть большую версию
По пути к Þingvellir
По пути к Þingvellir Посмотреть большую версию

Оставили машину на парковке около водопада Öxaráfoss и пошли гулять вниз по долине. Тропа идет под базальтовым обрывом, пересекает по мостику Öxará — узкую быструю речку с прозрачной водой; каскады сменяются тихими глубокими заводями. В одной из них, в соответствии с датскими законами, в XVII—XVIII вв. топили женщин, повинных в прелюбодеянии и убийстве нежеланных младенцев.

Þingvallavatn
Þingvallavatn Посмотреть большую версию
Þingvellir
Þingvellir Посмотреть большую версию

Ниже речка растекается, образуя небольшие острова, на которых безбоязненно (национальный парк) гнездятся серые гуси (Grágæs[1], Greylag goose, Anser anser), и впадает в Þingvallavatn — самое большое озеро Исландии.

Strokkur
Strokkur Посмотреть большую версию
Strokkur
Strokkur Посмотреть большую версию
Strokkur
Strokkur Посмотреть большую версию

Дальше наш путь лежал к гейзеру Strokkur, до которого довольно быстро доехали по Rd365 и далее по Hwy37N и Hwy35N. Geysir — имя собственное, это был первый фонтан воды и пара, увиденный европейцами. В дальнейшем гейзерами стали именовать все подобные источники.

К сожалению, с 1960-х он больше не фонтанирует: нетерпеливые туристы, забросали его камнями, пытаясь спровоцировать извержение... Неподалеку исправно «работает» небольшой гейзер Strokkur: фонтан бьет на высоту до 30 м каждые несколько минут. Увы, хоть Исландию и называют «Страной гейзеров», их лучше смотреть в Yellowstone NP — там их больше, и они мощнее...

Вездеход!
Вездеход! Посмотреть большую версию
Подходя к своему вездеходу, не смогли не обратить внимания на специально оборудованные для бездорожья автомобили: широченные колеса и увеличенный дорожный просвет — их используют в качестве экскурсионных, взять напрокат их нельзя, а жаль...

По тому же Hwy35N каких-то 6 км до Gullfoss — водопада на реке Hvítá (Белая река), текущей с ледового купола Langjökull. Мощный поток мутной воды срывается с верхней широкой десятиметровой ступени, затем поворачивает на 90º и с высоты 20 м падает в узкий каньон, образованный базальтовыми колоннами. Над водопадом висит облако водяной пыли, порывы ветра окатывают ею всех оказавшихся на тропе, ведущей к верхней ступени. День пасмурный — радуги нет[2]. В 20-х г. прошлого века водопад решили использовать для получения электроэнергии, но отказ владельца этих земель Tómas Tómasson продать их, общественное мнение, а также финансовые затруднения инвесторов похоронили проект. В середине 70-х эти земли были подарены Icelandic Nature Conservation Council, сейчас это заповедник.

Gullfoss
Gullfoss Посмотреть большую версию
Gullfoss
Gullfoss Посмотреть большую версию

Уезжаем в полдень, впереди нас ждут другие водопады. Несколько километров обратно по Hwy35, далее около 6 км по Hwy30 до моста через реку Hvítá, первый же левый поворот, который легко не заметить, и мы на Rd349 (на карте номер дороги не указан), первые 15 км идущей вдоль левого берега все той же реки. Черная грунтовая дорога среди покрытых мхом и травой старых лавовых полей, на которых здесь и там пасутся овцы и лошади. Пришлось подождать, пока перегонят через дорогу табун лошадей. Неожиданно увидели указатель на Gullfoss, свернули в надежде посмотреть водопад с востока, но ничего, кроме столба водяной пыли, не увидели: путь преградили забор и запертые ворота. Калитки или лестницы через ограду из колючей проволоки, что распространено в этой стране, найти не удалось.

Брод через Stóra-Laxá
Брод через Stóra-Laxá Посмотреть большую версию
Мы планировали проехать по обозначенной на карте 4х4 дороге, ведущей к Háifoss и далее к Hwy32, что позволило бы нам посмотреть водопад и, замкнув петлю, вернуться по кольцевому Hwy1 в Рейкьявик. Описания дороги найти не удалось, но на своем вездеходе мы себя чувствовали достаточно уверенно, дорога не пересекает рек с ледниковым питанием. Это оказалась сервисная дорога, идущая вдоль двух высоковольтных ЛЭП. Пересекли небольшую речку Leirá, затем дважды более крупную Stóra-Laxá. На правом берегу реки стоит приют Helgaskáli, неподалеку брод через безымянный приток, а еще через ~4 км третий и последний брод через Stóra-Laxá. Дно повсюду каменистое, вода прозрачная, везде можно найти линию движения, позволяющую объехать и крупные камни, и явно глубокие участки. Броды проходили на 1-й передаче, в одном месте береговой склон показался крутоватым, решили перейти на понижающую... Не тут-то было! Оказалось, что она не работает! Появились мысли о замене машины...

Далее дорога, петляя, поднимается на невысокий хребет Fitarásar, снега на склонах становится все больше. С изумлением увидели далеко впереди какой-то вагончик около дороги и довольно долго не могли понять, что это такое... Подъехав, обнаружили прицеп-коневоз, брошенный на узкой оттаявшей полоске дороги между крутым снежником и обрывом... Объехать по снежнику без цепей не представлялось возможным. Осмотр места показал, что лошадей вывели и погнали своим ходом, видимо, не рискнув проехать последние метры — правые колеса уже были вне дороги...

Неожиданное препятствие
Неожиданное препятствие Посмотреть большую версию
Характер местности путей объезда не предполагал, пришлось поворачивать обратно. Та же тряская дорога, те же броды, впрочем, теперь мы стали замечать то здесь, то там следы подков и конский навоз. Недалеко от начала служебной дороги встретили Landrover Defender со словацкими номерами, предупредили его водителя о заблокированной дороге. Впрочем, он поехал дальше, быть может, хотел через речки поездить...

Вернулись тем же путем в Рейкьявик, поменяли машину на такую же, но белого цвета и с работающим нижним рядом передач. Время непозднее, решили поехать посмотреть полуостров Reykjanes. Выехали из города по Hwy41, вскоре на юг в горы уходит Rd42, ведущая в национальный парк Reykjanesfólkvangur, куда мы и свернули. Дорога проложена среди черных лавовых полей, поросших светло-серым лишайником. Слева от дороги довольно большое озеро Klejfarvatn, на его берегах никакой зелени — только лава, свежая или выветренная... Через несколько километров от озера — Krísuvík: горячие источники, лужи кипящей грязи, сильный запах сероводорода. Неподалеку на пригорке ферма и церквушка — эта местность заселена уже больше тысячи лет...

Krísuvík
Krísuvík Посмотреть большую версию
Krísuvík
Krísuvík Посмотреть большую версию

Свернули на запад: узкая грунтовая Rd427 идет вдоль берега океана, петляя среди бескрайних лавовых полей. За единственной на этом берегу рыбацкой деревней Grindavík дорога уже имеет другой номер (Rd425). На крайнем юго-западе полуострова среди лунного пейзажа фантастически смотрится современное здание, окутанное клубами пара: это предприятие по производству соли из морской воды с использованием геотермальной энергии.

Лавовые поля полуострова Reykjanes
Лавовые поля полуострова Reykjanes Посмотреть большую версию
Солеварня
Солеварня Посмотреть большую версию

В нескольких километрах севернее через узкое, заполненное песком ущелье переброшен «Мост между двумя континентами» — между Северо-Американской и Евразийской континентальными плитами здесь всего несколько метров.

Мост между двумя континентами
Мост между двумя континентами Посмотреть большую версию
Граница Европа — Америка
Граница Европа — Америка Посмотреть большую версию

В деревушке Hafnir напротив церкви лежит якорь с корабля-призрака “Jamestown” — груженное лесом судно без экипажа было выброшено на берег в 1870 г. Дальше дорога становится Rd44, которая ведет к Hwy41 — самому оживленному шоссе страны, связывающему столицу с международным аэропортом Keflavík.

Якорь с Jamestown
Якорь с Jamestown Посмотреть большую версию
Церковь в Hafnir
Церковь в Hafnir Посмотреть большую версию

В ресторане при гостинице мест не оказалось, пришлось поужинать в скромном заведении через дорогу.

[1]Здесь и далее исландские названия животных и растений выделены шрифтом Courier New

[2]В 1961 г. Геннадий Фиш писал: «Огромная масса воды все время рушится и рушится с верхней площадки и, мгновенно превращаясь из голубой в непрозрачно белую, прыгает на вторую базальтовую ступень, затем скатывается на третью, а оттуда падает на треугольное плато здесь, вступив в водоверть, на какое-то мгновение становится изначально голубой. А поток уже срывается и с этой ступени, с обрыва, и летит белой восьмиэтажной стеной вниз, чтобы насмерть разбиться на камнях, обточенных водой и веками, и, сделав крутой поворот вправо, воскреснуть в глубоком ущелье-каньоне, постепенно затихая, превращаясь в обычную, рожденную ледниками реку, бегущую к Атлантике». («Отшельник Атлантики»; М.: Советский писатель, 1977. С. 308—309).


   Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5
Заметки путешественника
    Количество просмотров: 1 (+1)   Copyright © 2004-2012 Yuko-Travel.Ru
Design © 2004-2012 Web-studio "Cherry-Design"